Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Приемы и техники ТРИЗ-педагогики

19 Авг 2019

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, ее основоположник Г. С.  Альтшуллер. Основные идеи этой теории, направленные на решение педагогических задач, позволили сформировать новый подход к организации учебной работы в школе - ТРИЗ-педагогику.

Основные ориентиры в работе учащихся - развитие критического мышления, организация процесса обучения с опорой на поисковую активность учащихся, связь теоретического знания с практикой, школьники сами "добывают" знания, учитель создает условия для активизации мышления, для совместной деятельности, направляет их активность.

Использование приемов ТРИЗ-педагогики позволяет организовать пространство урока как процесс живого, "опытного" обучения: дети сами следят за достижением цели,  дисциплина на уроке приобретает новый образ - нет тишины., есть рабочая обстановка, где дети спорят, советуются, говорят, шумят, молчат тогда, когда это необходимо для выполнения задания и достижения поставленных целей.

ТРИЗ отличает высокий уровень инструментальности, что позволяет учителю применять отдельные приемы обучения для достижения конкретного результата уже на одном уроке, поэтому урок по ФГОС на основе ТРИЗ обладает большим развивающим потенциалом.

На основе ТРИЗ разработан конструктор урока для оптимизации труда учителя при подготовке к уроку в школе (О.Б. Даутова, Е.Ю. Игнатьева, М.Э. Елякова. Н.Б. Баранова, Н.И. Желудкова). Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ - дидактическое средство, предназначенное для проектирования урока методом "сборки" из отдельных "стандартных деталей" (методов/приемов ТРИЗ), которые выбирает учитель в соответствии с целями каждого этапа в виде планируемых метапредметных и личностных образовательных результатов. 

Приведем примеры методов и приемов ТРИЗ-педагогики на различных этапах урока:

  • "Нестандартный вход в урок" - сообщить учащимся противоречивые факты. которые можно объяснить, только получив новые знания.
  • "Ассоциативный ряд" - к формулировке новой темы и новому понятию подбираются слова, которые ассоциируются у учащихся с этим словом. В конце урока анализируются.
  • "Фантастическая добавка" - перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.
  • "Муха" - дать возможность учащимся выбрать тему урока, составив "путь" движения мухи и используя слова: вверх, вниз, вправо, влево.
  • "Анаграмма" - зашифровать название темы, перепутать буквы в названии.
  • "Да - нет" - учитель загадывает нечто. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только "да" или "нет".
  • "Шаг за шагом" - используется для активизации полученных раньше знаний. Умение планировать свою деятельность (составление плана, проведение опытов, решение задач и т.д.). Возможен и такой прием - ученик, шагая к доске, на каждый шаг называет термин, понятие, явление и т.д. из изученного материала.
  • "Системный оператор" - открывает связи изучаемого объекта в нем самом и с внешней средой.
  • "Морфологический ящик" - создание информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических и математических понятий.
  • "Метод мозгового штурма" - учащиеся в ходе обсуждения высказывают как можно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
  • "Бином фантазии" - способ создания нового образа и предмета путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств.
  • "Метод фокальных объектов" - метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других объектов, выбранных случайно.
  • "Хорошо-плохо" - активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
  • "Матрешка" - один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь. находится внутри третьего и т.д.
  • "Метод маленьких человечков" - исследование свойств системы, показывает суть физических процессов и явлений в доступной форме,  анализ предмета и процесса (от частного к общему). 
  • "Рюкзак" - фиксация своих продвижений в учебе; рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не только фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.
  • "Чемодан" - каждый ученик комментирует то новое, что он "взял с собой" с урока.
  • "Телеграмма" - кратко написать самое важное, что уяснил с урока; написать пожелание своим товарищам или себе.
  • "Фантастическая добавка" - видеть незнакомое в нестандартном изложении или представлении.
  • "Составление загадок" - придумать загадку по теме занятия, возможна работа по алгоритму.
  • "Решение открытых задач" - решается проблемная ситуация, которая не имеет одного правильного ответа, и может быть решена по-разному, в зависимости от условий и контекста.
  • "Игра в случайность" - учитель вносит в различные элементы урока момент случайности.
  • "Удивляй" - учитель предлагает на уроке в процессе изучения учебного материала какие-то новые знания, противоречивые и нетрадиционные; задает интригующие вопросы.
  • "Отсроченная отгадка" - в начале урока ученикам предлагается какая-то загадка (либо удивительный факт). отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  • "Обсуждаем домашнее задание" - учитель совместно с учащимися обсуждают, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

Рекомендуемая литература:

  1. Даутова О.Б. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: Учебно-методическое пособие/Под общей ред. О.Б. Даутовой. Е.Ю. Игнатьевой.- Санкт-Петербург: КАРО, 2015, - 160 с.: ил. Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО)
  2. Глаголева Ю. И. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования / Ю.И. Глаголева. И.В. Казанцева, М.В.Байкина - Санкт-Петербург: КАРО, 2015, - 120 с.: ил. Петербургский вектор внедрения ФГОС НОО)
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург: КАРО, 2015 - 144 с.-(Серия Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования)
  4. В. Попова. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. Издательство - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин.- 14 изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. - 112
  6. Федина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учеб.пособие для академического бакалавриата / Л.В. Федина: Тюменский государственный университет - М.: Издательство (Юрайт, 2019 - 2-е изд. - 130 с. - (Серия: Университеты России) 
  7.   Гин А. А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить.. - Издательство Вита-Пресс, 2018
  8. Гин А.А., Андржеевская И. ""Необычное в обычном. 100 креативных решений" Издательство - Вита-Пресс, 2017
  9.  Гин А.А., Кавтрев А. Объяснить необъяснимое. Часть 1. Издательство - Вита-Пресс, 2017
  10. Гин С. Мир загадок. 1 класс. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности вначальной школе. Издательство - Вита-Пресс, 2018

Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 19 Авг 2019 в 03:02
Категория: Методика
Просмотрено 1689 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 230
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21