Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Архитектура Киевской Руси. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси

15 Янв 2018

Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура - это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества. Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени.

Каждая эпоха в истории человечества оставила нам замечательные памятники архитектуры. Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне.

В Древней Руси в IX - XV вв. выработался свой, особый, древнерусский стиль. Киевская Русь приняла христианскую религию в лоне византийской культуры и вместе с ней - византийские художественные вкусы. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием архитектуры Византии. Но русские зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота крепостных сооружений и нарядная декоративность церквей.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после 988 года, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях.

Стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси

1. Киевский стиль. Киевский стиль сформирован под влиянием мастеров Константинополя. Наиболее полно архитектура Киевской Руси сохранилась в современном Киеве. Кажется, что именно в этом месте собраны все значимые шедевры того времени, например Десятинная церковь, Софийский собор ("София Киевская"), Золотые ворота с церковью Благовещения и многие другие. Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относится к 989 году. Эту церковь на свои деньги построил князь Владимир. на содержание ее он выделил десятую часть от своих доходов. раньше это называлось - десятиной, церковь от этого слова и получила свое название древнерусская архитектура в этом строении проявилась во всем своем великолепии. Она очень больших размеров. крестово-купольная, шестиярусная. Построенная на века из камня, внутри она была украшена изумительными по красоте фресками, мозаиками и отделана мрамором. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В Десятинной церкви была устроена княжеская усыпальница. Здесь была похоронена супруга Владимира, византийская царевна Анна и он сам, умерший в 1015 году. Затем сюда были привезены останки легендарной княгини Ольги. Внутреннее убранство этой церкви включает также иконостас, кресты и прочую церковную утварь, которая была лучшей на то время.

Софийский собор или "София Киевская", построенный в XI веке, один из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трех сторон он был окружен двухъярусной галереей, а снаружи - еще более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров.

Недалеко от Софийского собора находятся Золотые Ворота. Это символический древний памятник, в котором нашла отражение архитектура Киевской Руси. Ворота были лицом города и служили для церемониального, торжественного въезда в древний Киев. Они построены в южной части города киевским князем Ярославом мудрым в 1037 году. Золотые Ворота - это самая настоящая крепостная башня с проездом до 7,5 метров. Примечательна надвратная церковь Благовещенья у Ворот. Она была символом христианского града. Археологические исследования Золотых Ворот предоставили ученым найденные остатки ее убранства: фресковые росписи, кубики яркой прозрачной смальты, фрагменты мозаики. Смальта очень часто использовалась в украшении древнеславянских храмов. Древние зодчие любили ее за долговечность и необыкновенные по красоте переливы цвета, которые в готовом виде производили эффект живого мерцания. Несомненно, в этот период истории искусство Киевской Руси достигло своего величайшего расцвета, а свидетельствами являются удивительные памятники архитектуры того времени.

2. Владимиро-Суздальский стиль (XII - XIIIвв.). В период политической раздробленности роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII -XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжало традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами.

При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В результате здесь был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей.

При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Подольском, Переславле. До нашего времени дошли две из них - церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский собор в Переславле-Залесском. Оба храма датируются 1152 годом. 

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура получила дальнейшее развитие. В столице княжества Владимире развернулось активное строительство, город был застроен монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира, как Успенский собор и Золотые ворота.

Одним из самых заметных памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли. Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском, Всеволоде Большое Гнездо. Всеволод значительно расширил владимирский Успенский собор - шедевр белокаменной резьбы и самый показательный в архитектурном плане белокаменный храм. При сыновьях Всеволода в 1220-1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси - Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Гражданская архитектура Владимиро-суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. одной из древнейших сохранившихся светской постройкой стоит считать остатки белокаменной резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбове. Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие и последовавшее за ним иго. В 1992 году семь белокаменных памятников владимиро-суздальской архитектурной школы XII  - начала XIII веков были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Новгородско-Псковская архитектура (конец XII - XVI век). Формирование  новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени  строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы, они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195). заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных живописных ансамблей России. Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Также отмечают церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова, периода расцвета, стала церковь Сергия с Залужья (1582-1588). также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья(1463).

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671-1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительный материал использовалась древесина. Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.Византийские мастера принесли на Русь вполне сложившиеся принципы культового зодчества. Его главным типом был крестово-купольный храм - рожденная несколькими веками византийского творчества архитектурная система, наиболее точно и полно отвечающая православному пониманию Церкви и мироздания, подчиненная литургическому назначению здания.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 15 Янв 2018 в 14:17
Категория: Урок
Просмотрено 9983 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21