Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Дизайн - современное искусство. Вопросы и задания для самоконтроля

31 Июл 2019

Дизайн (англ. design - чертеж, проект, замысел) - это особые методы проектирования и конструирования предметной среды, окружающей человека, по законам "пользы, прочности и красоты".

Дизайн - искусство художественного проектирования и конструирования окружающей среды и предметного мира. 

Баухауз (нем. Bauhaus - дом строительства) - первая в мире высшая школа художественного конструирования и индустриального строительства.

Вальтер Гропиус (1883-1969), основатель Баухауза, главным принципом его деятельности стал лозунг "Новое единство искусства и технологии" . "Дизайн охватывает всю орбиту того, что окружает человека и принадлежит делу рук его. начиная от простейших предметов домашнего обихода. кончая комплексным проектом целого города" - писал В. Гропиус.

ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские, ставшие центром подготовки дизайнеров в России. В.В. Кандинский, К.С. Малевич, Эль Лисицкий, В.Е. Татлин, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова создали оригинальные творческие концепции в области дизайна. 

У дизайна много общего с декоративно-прикладным искусством, они оба направлены на создание эстетической предметной среды по принципам "польза, прочность и красота". Но есть и различия.

Декоративно-прикладное искусство:

  • тяготеет к традициям народного художественного творчества
  • произведения декоративно-прикладного искусства уникальны, ориентированы на индивидуального заказчика или потребителя
  • исключительная принадлежность к сфере искусства. 

Дизайн:

  • использует достижения современной цивилизации, связан с уровнем научно-технического прогресса
  • массовость, серийность производства, возможность тиражирования, простота изготовления, транспортировки и упаковки предметов дизайна
  • преимущественная важность утилитарных, функциональных качеств по сравнению с эстетическими и художественными функциями.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Представьте графически историю возникновения дизайна, обозначьте перемены в жизни общества имеющие решающую роль в его развитии.
  2. Расскажите о крупнейших дизайнерских центрах в Германии и России. Какие оригинальные проекты дизайна вам известны. назовите их авторов.
  3. Как развивается дизайн в современном обществе? Почему профессия дизайнера является одной из самых популярных и востребованных в современном обществе?
  4. Каковы художественные возможности и функции дизайна? Какими выразительными средствами он пользуется?
  5. От чего зависит формообразование предметов?
  6. Какие факторы влияют на изменение формообразования предметов, создаваемых человеком? Приведите свои примеры изменения внешнего дизайна формы и проанализируйте, с чем это было связано.
  7. Что общего и в чем различие между дизайном и декоративно-прикладным искусством?
  8. Расскажите об основных видах дизайна, приведите примеры.
  9. Какой стиль оформления жилого интерьера вам наиболее близок? Проанализируйте, как этот стиль может влиять на удобство бытовых процессов, на настроение, на отношения между членами семьи.
  10. Выясните, по каким принципам организуется планировка и оснащение школьного спортивного зала.
  11. Чем занимается область графического дизайна и дизайна среды?
  12. Какие образцы садово-паркового искусства вам известны? Назовите художественно-выразительные средства, использованные архитекторами и садовниками XVIII - XIX вв.
  13. В чем специфика современного ландшафтного дизайна? Почему дизайнер должен знать, какие процессы будут происходить в средовом объекте?
  14. Какие художественные приемы и знания каких областей изобразительного искусства помогают художнику-модельеру в процессе создания выразительного образа в костюме?

Творческая мастерская

  • Найдите фотографии праздничного оформления городов в 80-е г. XX в и сравните их с современными. Проанализируйте художественно-выразительные средства, использованные дизайнерами в каждом случае.
  • Назовите созданные дизайнерами предметы и вещи, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни. Опишите одно из этих изделий, обратив особое внимание на материал, форму, декор, цвет, вес, наличие товарного знака и качество изготовления.Отвечает ли изделие требованиям художественной ценности, эстетического значения и утилитарного удобства? Придумайте рекламу и антирекламу какого-либо товара.
  • Попробуйте себя в роли ландшафтного дизайнера и разработайте эскиз любимого уголка природы на вашем пришкольном участке. 
  • Какой проект оформления интерьера вашей комнаты (школьного кабинета) вы могли бы предложить?
  • Проведите лингвистическое исследование, обратитесь к словарю и материалам учебника и определите значение слов и словосочетаний, имеющих отношение к дизайну: аксессуары, артефакт, визажист, высокая мода, имидж, икебана, интерьер, китч, кутюрье, ландшафт, логотип, макияж, стайлинг, стилист, утилитарный, экстерьер. Оформите результаты своей работы в виде мультимедийной презентации.
  • Выполните дизайнерский проект любого предмета быта или техники. Например, разработайте проект чайного сервиза, кофеварки, мотоцикла. Проведите презентацию проекта, на которой аргументированно раскройте его сильные стороны. Покажите, что нового вы внесли во внешнюю или внутреннюю характеристику предмета, и объясните, чем это было обусловлено.
  • Выполните индивидуальный или коллективный творческий проект - эскиз: графических знаков для школьных кабинетов; товарных знаков; рекламных плакатов или листовок; поздравительных открыток; визитных карточек.
  • Выполните творческий проект - придумайте необычную форму любого предмета. например часов, которая отвечает двум критериям (практическое назначение и художественное использование). Работайте в технике аппликации, мелкие элементы декора дорисовать графическим материалом.
  • Выполните эскиз хорошо знакомого вам предмета (предмет мебели, вазы, настольной лампы, чайника и др.); придайте  необычную, оригинальную форму, сделав его привлекательным и гармоничным, дополнив элементами декора.
  • Узнайте, какие эргономические требования для создания определенной вещи. например чайной чашки. спасательного жилета на самолете, наушников и т.п. Приведите из своего личного опыта примеры предметов, неудобных в использовании, поясните, что упустил дизайнер или конструктор, предлагая ту или иную форму. 
  • Отметьте особенности интерьера рабочего кабинета школьника, профессора и домохозяйки; предложите проект совмещения рабочих зон этих персонажей в одном помещении при условии возникновения такой необходимости в конкретной семье.
  • Выполните на выбор проект приусадебного участка, школьного сада с экологической тропой, городского сквера в определенной климатической зоне.
  • Узнайте о творчестве испанского архитектора А. Гауди в области ландшафтного дизайна. Сделайте сообщение о парке Гуэль, проанализируйте интересные приемы, использованные Гауди для гармоничного сочетания эстетической и утилитарной составляющей в объектах парка.


Используемая литература

  1. С.П. Ломов Изобразительное искусство: учеб. для общеобразоват. учреждений \ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2010. 
  2. С.П. Ломов Искусство. Изобразительное искусство: учеб. для общеобразоват. учреждений \ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2016
  3. Л.Г. Савенкова Изобразительное искусство: для общеобразоват. организаций \ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.Л. Селиванов, Т.В. Селиванова, Г.В. Павлова, под ред. Л.Г. Савенковой.-  М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016

Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 31 Июл 2019 в 12:17
Категория: Урок
Просмотрено 1646 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 232
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21