Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Русский авангард. Кандинский В.В.

В.В. Кандинский. «Смутное», 1917

Конец XIX и начало XX века являются переломным моментом в искусстве по проявлению нового живописного мировоззрения, новых стилей и направлений, формированию авангардных течений. Рассмотрим новаторство абстракционизма на примере творчества великого художника и теоретика В.В. Кандинского.

Авангард — новаторские направления, для которых характерно стремление к пересмотру традиционных принципов художественного творчества. Основные общие черты, присущие авангардным течениям:

  • освобождение от формы;
  • отказ от красоты;
  • полная свобода выражения, т. е. отход от традиций реализма и поворот к беспредметному искусству, к которому жанровые определения уже неприложимы.

В русском авангарде зарождаются и формируются направления:

  • кубофутуризм;
  • лучизм;
  • супрематизм;
  • примитивизм;
  • абстракционизм и др.

Основоположник абстракционизма Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) считал, что надо вызывать представления о реальности с помощью символических форм, пятен и линий, которые воздействуют психологически. Он провозглашает свободу художника в выборе средств, стилей и манеры творчества. Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» (1911) пишет: «Цвет — это клавиши; глаза — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души». Кандинский, опираясь на учение И.В. Гёте, разрабатывает собственную концепцию цветов, способных вызывать определённые эмоции у человека. Он утверждает, что цвета обладают особым звучанием: "...от лимонно-жёлтого уху больно, как от высокого звука флейты, киноварь притягивает, как огонь, глаз ищет покоя в синем и зелёном". Жёлтый у Кандинского ассоциируется с земным, а синий цвет — с небесным, спокойным и напоминает печальное звучание виолончели, зелёный воплощает неподвижное и антиэмоциональное.

В.В. Кандинский делил свои картины, на три основные группы:

  • «Импрессии». По его мнению, «импрессии» возникли в результате фиксации прямых впечатлений от внешнего мира. Зритель может различить в них конкретные очертания реальных предметов.

В.В. Кандинский. «Импрессия 3. Концерт», 1911

  • «Импровизации» отрывались от реальных впечатлений. Фантазия и интуиция художника играли активную роль в их создании. Язык скрытых ассоциаций был труден для зрителей, поэтому не поддавался расшифровки.

В.В. Кандинский. «Импровизация 26 (Гребец)», 1912 

В.В. Кандинский. «Импровизация 209», 1917

Художник не скрывал своего пристрастия к тайнам творчества и любил сохранять их для зрителей: «Разговор о тайном с помощью тайного. Разве это не содержание? Разве это не осознанная или бессознательная цель необходимого творческого напора?»

  • «Композиции». Высшим своим творческим созданием Кандинский считал «композиции», представляющие собой синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Эта высшая и наиболее последовательная жанровая форма абстрактной живописи. В эту группу входили десять работ художника, лучшими из них считаются шестая и седьмая, находящиеся в собраниях российских музеев. Всего сохранились только семь работ, последняя была написана в 1939 г. во Франции. 

В.В. Кандинский. «Композиция VI», 1913

В.В. Кандинский — уникальная и универсальная личность. Художник вошёл в историю искусства не только как великий живописец и талантливый теоретик. Известны созданные им проекты моделей одежды, интерьеры, эскизы мебели, росписи по фарфору.

 

Ссылки на дополнительные материалы, рекомендуемые к ознакомлению:


Приложение


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 27 Апр 2022 в 08:19
Просмотрено 958 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 230
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21