Казимир Малевич. «На сенокосе», 1929
Знакомимся с ярким и стремительным представителем кубофутуризма, основателем супрематизма — Казимиром Севериновичем Малевичем.
Казимир Северинович Малевич (1878-1935) использовал в своих работах мало цветов. Его картины состояли из сочетаний разновеликих и разноцветных форм: прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов, которые интересным образом складывались в гармонически уравновешенные композиции.
Художник прошёл путь от импрессионизма к неопримитивизму и к «алогичному кубофутуристическому реализму». В яркой импрессионистической манере написана картина «Цветочница»:
К.С. Малевич. «Цветочница», 1903
«Крестьянский примитивизм» нашёл отражение в работах «Косарь» (1911 г.), «Жница» (1912 г.), «Лицо крестьянской девушки» (1912 г.), «Уборка ржи» (1912 г.), «Плотник» (1912 г.). Крестьянские образы статичны и тяжеловесны, внешний облик выражен какими-то условными объемами и формами.
К.С. Малевич. «Косарь», 1911
К кубофутуризму Малевича привело увлечение геометрическими формами: чистые плоскости и геометрические формы (квадрат, круг, крест, прямоугольник). Смелые поиски и эксперименты привели художника к супрематизму (от латинского supremus — высший). Основными признаками его художественного метода становится отсутствие какого-либо сюжета, неузнаваемость реальных предметов и вещей, «перекодировка» мира.
Творческое кредо Малевича провозглашает его лозунг «освобождения искусства от балласта предметности». Супрематическая беспредметность рассматривается как новая ступень художественного сознания.
Задачи и цели своего творчества К.С. Малевич определил в своём фундаментальном труде «Супрематизм. Мир как беспредметность»:
«Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой. А искусство — это умение создать конструкцию, вытекающую из взаимоотношений форм и цвета, и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения — а на основании веса, скорости и направления движения...
Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — эта живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом. Живописцы должны бросить сюжет и вещи, если хотят быть чистыми живописцами...
Живопись — краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Её вспышки бывают велики и требовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мой мозг горит от их цвета».
В супрематических картинах, по мнению художника, в качестве основного объекта мог выступать какой-то один элемент (прямоугольник, квадрат, крест, круг), но также он не отрицал и создания более сложных композиций с одновременным использованием нескольких геометрических фигур, парящих в пространстве.
Знаменитый «Чёрный квадрат», в котором отражены принципиальные взгляды художника на супрематическое искусство, считают творческим манифестом Малевича. Через этот образ художник пытался представить всю картину мироздания. Чёрный квадрат — это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания. Чёрный квадрат — это основополагающий элемент мира и бытия, так называемый «нуль форм», служащий первоэлементом, ядром, из которого посредством трансформации и деления возникают всё новые композиции супрематического мира.
К.С. Малевич. «Чёрный супрематический квадрат», 1915
«Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат — живой царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло всё, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма».
Малевич в одном из своих писем в 1915 году писал: "...Я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни с временем. Не правда ли? Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я — ступень".
Создание «Чёрного квадрата» положило начало «чёрному» этапу в развитии живописного супрематизма, к которому кроме чёрного квадрата принадлежали геометрические фигуры креста и круга. Чёрный крест, образованный путём сдвигов, разделений и пересечений элементов, на которые раскладывался чёрный квадрат, демонстрировал рождение из «нуля форм» нового, по форме усложнённого построения. Чёрный квадрат, стремительно вращаясь вокруг геометрического центра, превращался в чёрный круг.
«Чёрный» этап в творчестве художника сменяется «цветным» этапом супрематизма, который начинается с «Красного квадрата», в котором красочность служила знаком цвета вообще.
К.С. Малевич. «Красный квадрат», 1915
На последней стадии супрематизма цвет уходит, появляются полотна «белое на белом», в ослепительной белизне которых «таяли» белые формы «Белого квадрата». Вскоре исчезли и белые цвета, растворяясь в бесконечном пространстве. Продолжением творческих поисков стала работа над пространственными композициями — архитектонами (объёмными супрематическими конструкциями «всеобъемлющего универсального стиля»).
Супрематизм Казимира Малевича оказал большое влияние не только на живопись, но и на скульптуру, архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Ссылки на дополнительные материалы, рекомендуемые к ознакомлению: