Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Всемирная живопись. Мировая художественная культура

Мировую художественную культуру можно представить через великих художников и великие шедевры.

Предлагаемый материал - не учебник по истории искусств, это скорее краткий вводный курс, своего рода приглашение прикоснуться к мировому изобразительному искусству в его становлении и развитии от первобытного искусства до XXI в.

Хронологический порядок изложения материала позволит проследить, хотя бы бегло и фрагментарно, историю искусств.

Человек всю жизнь "восходит" к искусству и идет к его пониманию разными путями. Мы предлагаем свой вариант приобщения детей к миру прекрасного: от созерцания живописных произведений к искусству их созерцания.

Ученикам, не знакомым с шедеврами живописи, эти публикации помогут приобрести начальные знания в этой сфере и, возможно, вызовут желание что-то еще узнать, и главное,-  посетить музеи, выставки, галереи, прикоснуться к богатству всемирного наследия посредством диалога культур, найти повод для новых размышлений.   

Первобытный мир и древние цивилизации (до I тыс. до н.э.)

Возникновение искусства относится к глубокой древности. Зачатки его появились около 40 тыс. лет до н.э. Первобытный человек чувствовал потребность отобразить мир, который его окружает, природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки. На рубеже неолита и позднего каменного и бронзового веков около 4 тыс. лет до н.э. возникли древние великие цивилизации - Шумер в междуречье Тигра и Ефрата и Египет на берегах Нила. Искусство древних людей было тесно связано с магией, религией и мифологией.

С середины 3-его тысячелетия до н.э. в районе Средиземного моря, на острове Крит и Кикладском архипелаге появились центры нескольких культур - минойская, микенская и культура этрусков. широко распространившие свое влияние в регионе и создавшие оригинальные художественные образы. на которые опиралась в своем развитии культура материковой Греции. Эстетическое творчество древних цивилизаций, достигшее высокого уровня. составило основу нашей художественной культуры.

Античный мир. Греция и Рим (I тыс. до н.э. -  Vв.н.э.)

Рождение великих классических цивилизаций - Древняя Греция и Великая Римская Империя. Культура Западной Европы ведет свое происхождение от цивилизаций классической Греции. Стремление к натуралистическому изображению действительности определило стиль этого периода, и его влияние ощущается и в наши дни. Греческое искусство, фундамент и первый идеал художественной культуры Запада, передало нам свои формы красоты.

Будучи наследником греческой культуры, Рим культивировал более прагматическую концепцию искусства - его целью стало прославление власти и величие империи. Идея вечного мирового господства Рима воплощается в произведениях, созданных в традициях греческого искусства.

Художественная культура эпохи Византии (V -  XIVвв.)

Концом истории Древнего мира принято считать IVвек н.э. - дату разорения Рима. В 395 г. н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. На месте Западной, завоеванной племенами варваров, образовались королевства - прообразы современных европейских государств. На Востоке возникло первое христианское государство - Византия.

Мозаика, настенные росписи, миниатюра и другие виды искусства, связанные с цветом, прошли большой путь развития в процессе существования империи.

Настенные росписи, производившие ослепительный эффект, часто превосходили мозаику своей выразительностью и, кроме того, были более экономичны. В новом языке империи соединились римское эстетическое наследие, исконные азиатские формы, варварское влияние.

Художественная культура Америки и Востока (XII-XIX вв.)

Художественная культура Азии, Америки и Востока выработали свои эстетические концепции и внесли свой вклад в развитие мирового искусства в целом. Памятники древних цивилизаций, равно как и культура новых государств от Индии до Китая, представляют необычайный интерес.

В начале нашей эры изобразительное искусство в Индии достигло невиданных высот. Мастера из Кашмира создали фантастические по красоте росписи в пещерных храмах Аджанты и в других местах.

К началу второго тысячелетия относятся фрески, найденные в Южной Индии. Особое место в индийском изобразительном искусстве занимает миниатюра, толчок к развитию которой дало проникновение в Северную Индию персидской миниатюры вместе с мусульманскими завоевателями. Излюбленные сюжеты - батальные и охотничьи сценки из жизни правителей, любовные переживания и встречи литературных героев, сюжеты из индуистской мифологии. В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией. точностью деталей, яркими и насыщенными цветами. многообразием сюжетов - от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь. В XVIII-XIX вв. в индийской живописи все больше нарастает западное влияние.

Древняя цивилизация Китая пожалуй, одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. Наиболее ранними живописными явлениями были наскальные рисунки, изображавшие растения, животных и человеческие фигуры. Эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ. По тематике древнекитайская живопись делится на несколько разделов: портретная живопись, пейзажная живопись (жанр "горы и воды"), жанр "цветы и птицы". В XVII в в Китае проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть "сиянхуа" ("картины. пришедшие с Запада") в отличие от отечественной живописи, которую стали называть "традиционной китайской живописью".

Китайская традиционная живопись - одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока. Она представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западной живописи как по тематике, так и по форме и изобразительным средствам. Обязательными атрибутами картин китайских художников являются сделанные автором название картины, стихотворное сопровождение и личная печать. удостоверяющая личность автора.

Пейзажная живопись Японии получила развитие уже в XIV в. В ней к этому времени выделились два основных направления: придворная живопись светского направления. основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен (ямато-э) и монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины (суйбокуга или сумиё-э).

Главное место в суйбокута заняла живопись "гор и вод". развивающая традиции классического китайского пейзажа XI-XIII вв. В ней нашло отражение представление о природе как выразительнице всеобщих законов мироздания. Художники прошлого в своих пейзажах стремились создать обобщенный образ природы, исполненной величия и внутренней гармонии. Но это был всегда вымышленный, опоэтизированный пейзаж. а не реальное изображение конкретных мест. В Японии постепенно наступает "золотой век", подаривший миру величайшие произведения, повлиявшие и на европейское искусство.

Религия оказала огромное влияние на искусство мусульманского мира. Запрещались изображения божества и живых существ, поэтому искусство Востока было в основном декоративным. Были распространены каллиграфия и рисунки вязью - арабески.

В сокровищницу мирового искусства произведения из Новейшего Света вошли последними, принеся с собой разнообразие стилей и образов, в которых отразилось свое миропонимание.

Готика (XII-XVвв)

Эпоха Средневековья принесла с собой новые идеалы в искусстве - преобладание духовного над телесным, рыцарского служения Богоматери и Прекрасной даме. Это было время грандиозных соборов. В истории Средневековья различаются три периода:

  • V-IX вв. - искусство варварских королевств;
  • X-XI вв. - романский стиль;
  • XII-XIV вв. - готика.

На Руси Средневековье длилось до конца XVII в. (до реформ Петра I).

В Средневековой живописи, имевшей прежде всего практическую значимость. поражает ее разнообразие: фрески, алтарные картины, книжные миниатюры, витражи. Их удивительная красота и в наши дни потрясает душу зрителя.

Разработанные средневековыми мастерами композиционные и колористические образы и формулы оказали большое влияние на другие виды искусства и успешно решили задачи прославления христианства.

Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Возрождение - величайшая историческая эпоха. пережитая человечеством, охватывает период с конца XIII в. по  XVIв. в Италии (родине Возрождения) и  XV-XVI вв. в других странах.

В XV - XVIвв. Европа переживала культурную революцию. Это было время возвращения к идеалам античности. Оно оказало влияние на все стороны жизни - от искусства до науки и философии. Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевающую возврат к древнеримским источникам.

Произведения искусства приобрели самостоятельную ценность. а художники и их творения получили принципиально новый статус в обществе. Это время рождения станковой картины, изобретения прямой перспективы и живописи масляными красками. Античная символика переплетается с христианской.

В XVI в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура. не имеющая равных по своим эстетическим ценностям и идеалам, которую назвали - Высокое Возрождение.

Северное Возрождение (XV - XVI вв.)

Северное возрождение объединяет искусство стран Европы. расположенных к северу от Италии за Альпами: Нидерландов, Франции, Германии и Испании. Искусство Северного Возрождения рождается на рубеже XV - XVI вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии. Новый стиль отличался стремлением к объемности, к передачи трехмерного пространства посредством перспективы, когда ощущение глубины достигалось за счет ослабления цвета по мере удаления. Новое искусство, оставаясь глубоко религиозным, обращалось к сокровенной духовной жизни человека, его индивидуальными переживаниями и характеру, отдавая предпочтение таким качествам как смирение и благочестие. С особенной любовью изображалась каждодневная жизнь людей. окружающие их, тщательно выписанные, вещи и природа.

На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.

Стили эпохи барокко (конец XVI -  XVIIIвв.)

К концу XVI в. (в Италии) формируется стиль, выражающий новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. На протяжении XVII в. церковь использует искусство в своей деятельности по распространению новых идеалов и культурных ценностей. А монархи возлагают на художников задачу создания грандиозного. роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества. Процесс этот охватывает и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным. Этим объясняется подчеркнутая театральность. иллюзионизм, риторичность и пышность стиля барокко. Рождаются художественные приемы, нацеленные на усиление эмоционального воздействия искусства, призванного восхитить зрителя. 

Основы живописи барокко были заложены в Риме в конце XVI в.. и уже тогда в ней наметились две тенденции: классицистическая и реалистическая. Между этими двумя полюсами в XVIIв. и позже европейские художники искали место своим фантазиям и стилистическим новаторствам. Одним из наиболее успешно развивающихся жанров XVII в. был натюрморт.

На рубеже XVI - XVIIвв. барокко сменил утонченный декоративный стиль рококо, которому присущи маленькие безделушки, нежные, блеклые словно "гаснущие" цвета. Стремление к украшательству соответствовало вкусам правящего класса и аристократии. Отличаясь изысканными , нервными приятными глазу формами, язык рококо сочетает в себе элегантность, цинизм и нежность.  Век "игры чувствами" нашел выражение в наднациональном художественном языке Вены и Лондона, Парижа и Венеции, распространившись по всей Европе.

Неоклассицизм и романтизм (конец XVIIIв. - первая половина XIXв.)

Археологические раскопки в окрестностях Неаполя послужили стимулом к переосмыслению античности: сначала в Англии, Франции, Италии, а вскоре и в Новом Свете зарождается неоклассицизм. Неоклассицизм подчиняет себе литературу и музыку, вдохновляет художников по тканям, керамистов, декораторов. Со временем характер стиля меняется, приобретая в каждой стране свои черты: в Англии превращается в строгий "ридженси", во Франции - в монументальный ампир, В Америке - скромный федеральный.

Постепенно в неоклассицизме все заметнее проступают черты романтизма, который зародившись и развиваясь в его недрах. в конце концов окончательно его разрушает. Романтизм - это многообразное по формам течение , особое мироощущение. Художники-романтики создавали свое, субъективное, идущее изнутри описание действительности, в которой человек переживает ощущение трагичности жизни. Живописность, мистика, глубокие душевные чувства и неразрешимые жизненные противоречия соединяются в тоску по дальним экзотическим землям, в желание постичь пределы человеческого разума, устремиться в бесконечность. Эти особенности романтического направления нашли свое отражение в том, что в живописи цвет начинает доминировать над рисунком.

Академизм (XIX в.)

Направление, сложившееся в художественных академиях XVI - XIX вв., в первую очередь В Италии, суть которого заключается в догматическом следовании канонам, классическим образцам искусства античности и Возрождения, признанными идеальными и непревзойденными. Путь академизма в искусстве не отмечен какими-либо бурными всплесками. великими открытиями или достижениями. Этот стиль хорошо уживается в разные эпохи с разными режимами. К середине века музей становится новым официально утвержденным храмом искусства. В жизни художников серьезную роль начинают играть ежегодные выставки. В результате академический стиль стал широко известен, легко узнаваем, а работы, выполненные в академической манере, всячески поощрялись. Если для художников-романтиков было характерно изображение мифологического прошлого, экзотики, то в работах "академиков" за историческими сюжетами, античными, восточными аллегориями кроется современность: настоящее скрывается за сюжетами из иной жизни. Насколько романтизм в своих произведениях удалялся в таинственное, настолько академизм сокращает дистанцию между картиной и зрителем. Такой стиль обращен к тем, кто желает просто любоваться и избегает переживаний. 

Реализм (XIX в.)

В качестве исторического явления реализм XIX в. имел всеевропейский размах. Зародился он во Франции, быстро достиг пика и пошел на убыль в 1880-х годах.

Реализм рождается внутри кризиса романтизма. Художники постепенно отказываются от экзотических и исторических сюжетов, высокопарности и фантазий. Главным в их произведениях становится достоверное отображение действительности, стремление документально зафиксировать обычаи и нравы своей эпохи. К этому добавляется интерес к человеку со всеми его проблемами, живой и непосредственный интерес к окружающему миру. противопоставляемый прежним традициям и условностям. Аллегории. мифологические сюжеты вытесняются новыми темами. Сюжеты обычно заимствуются из будничной жизни. Расширяются пределы допустимого: на картинах появляются бедняки, бездомные. трудовой люд. Появляется новая тенденция - пристальное внимание к природе, индивидуальным особенностям человека, общества, родного края. В разных странах реализм принимает различные формы.

Импрессионизм (конец XIXв.)

Во второй половине XIX в. вслед за интересом к реалистическому воплощению жизненных сцен возникло новое направление в живописи. которое сильно отличается от академической живописи и тематикой, и техникой, и назначением. Группа художников в Париже ищет новый выразительный язык. Они отображают постоянно меняющуюся действительность путем передачи атмосферы и света. Они проводят грань между новым и новейшим искусством. Со временем их назовут импрессионистами. Изобразить неосязаемые явления, перенести на полотно непередаваемое - в этом вызов импрессионистов предшествующим поколениям. Сложный и многоликий импрессионизм воплощается в индивидуальных особенностях его представителей. Несмотря на общность, каждый художник сам решает поставленные задачи, полагаясь лишь на собственную интуицию. Но в 80-е годы XIX в. публике уже не нравились картины импрессионистов: они казались неаконченными эскизами. неприемлемым становится их обращение к образам, взятым из повседневной жизни и безразличие к теме как таковой. В начале 80-х годов XIXв. во Франции завершается эпоха импрессионизма. В других странах импрессионизм продолжил развитие и оказал большое влияние на художников последующих поколений. Сегодня картины импрессионистов пользуются наибольшей популярностью.

Неоимпрессионизм и постимпрессионизм (конец XIX - начало XXв.)

На рубеже XIX - XXвв. в европейском искусстве быстро зреют новые тенденции и формируются объединения художников, национальные и международные. Это и время появления выдвигающихся одиночек со своей оригинальной и ярко выраженной манерой письма. Одной из главных задач. которую отдельные художники ставят перед собой, - освободить предметы, пейзажи и фигуры от преходящего эмоционального восприятия (как это было у импрессионистов), чтобы вернуть им определенность формы и новую "классичность", овладевая натурой, например, через геометрию форм - цилиндр, сферу, конус, и все это - в перспективе. (Это направление в полной мере вскоре разовьется в авангардистских направлениях). Одновременно усиливается тенденция к еще большему отдалению от непосредственного восприятия явлений природы. Намерение исследовать глубину реальности, проникнув скорее в ее сущность, чем в переменчивые проявления, помогает художникам добиться перспективного синтеза формы и цвета через  анализ света и разложения тонов. Постимпрессионисты пошли дальше своих предшественников в смелом экспериментировании с цветом. Они также пересмотрели и концепцию искусства и его тематику: с одной стороны они обратились к отображению малопривлекательных сторон жизни, с другой - к изображению природы. Разнообразие и богатство этой эпохи мастерами, без которых невозможно представить себе все развитие искусства XX в.

Символизм и модерн (конец XIX- начало XXв.)

Корни символизма уходят в романтические тенденции начала XX в. и находятся в тесной связи с поэзией и музыкой аналогичного направления. Из Франции символизм быстро распространился по всей Европе, хотя и в довольно сильно отличных друг от друга вариантах. Общим для всех был не столько сам стиль, сколько отказ от тем, связанных со злободневным. преходящим, и желание наполнить свои произведения темами. заимствованными из поэзии и мифов. Любимой темой становится исследование человеческой психики. Чувственная и мистическая атмосфера в произведениях символистов, почти научная точность деталей приобретает  новый смысл благодаря их неудержимой фантазии. Почти всегда герои взяты из классической и библейской мифологии, средневековых легенд, басен Лафонтена; почти всегда создаются сложные композиции, полные таинственных символов и неожиданно сопоставленных образов, точность и отчетливость которых достигалась благодаря безупречной технике.

Стиль модерн в живописи с его характерной извилистой линией. вычерчивающей арабеск, с его интересом к экзотике, и в тоже время с прочными связями с религиозными традициями. становится настолько любимым, что проникает и в архитектуру, и скульптуру, но особое очарование приобретает в декоративном искусстве, в изделиях из драгоценных камней. Возникает особый красивый художественный язык, берущий природу за образец, насыщенный животными и растительными мотивами, линии которых динамичны и декоративны, гибки, подвижны и полны энергией жизни. Стиль модерн оказал огромное влияние на многих художников последующих поколений.

Модернизм (конец XIX - начало XXв.)

С начала XXв. начинается новаторский бум в искусстве. Художественная жизнь являет собой сложную и пеструю картину. Словно в калейдоскопе сменяются стили и направления, рождаются все новые школы, каждая из которых утверждает свое искусство в борьбе с другими. Художники, вдохновленные атмосферой современной жизни и новыми теориями искусства, стремятся отразить не реальную среду в ее узнаваемых формах, а создать свой собственный неповторимый мир. Представители этих течений отличались стремлением ко всяческой модернизации, то есть к разрыву с прошлым и созданию новой экспрессивной системы, основанной на собственных  принципах: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, постмодернизм и др. Многие течения и направления были недолговечны, но тем не менее повлияли на дальнейшее развитие искусства XX в.

В наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают с любыми материалами и техниками. И тем не менее. их произведения отражают те же темы и те же идеи, которые всегда присутствовали в живописи и волновали художников во все времена.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 04 Янв 2018 в 05:15
Просмотрено 6511 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 230
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21