Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Основы академического рисунка. Часть третья. Простые геометрические тела

Учимся вести построение простых геометрических тел (куб, шар, цилиндр) с натуры.

Все формы сложных и разнообразных предметов окружающего мира можно представить как совокупность простых геометрических тел. На обобщении сложных форм и приведении их к сочетанию простых форм основана система выполнения линейно-конструктивного рисунка.

Изображение сложных формы необходимо начинать с рисунков простых геометрических тел. Ясной конструкцией обладают гипсовые геометрические тела – на их примере легче понять законы перспективного изображения, с которыми мы уже знакомились в предыдущей публикации. Изображая объёмную форму предмета необходимо стремиться к изучению его конструкции, анализировать перспективное сокращение в рисунке, помнить о положении тел в пространстве относительно рисующего (линия горизонта, точка схода).

Главные задачи для рисующего:

  • добиться точности в изображении той фигуры, которую рисуешь;
  • твёрдо поставить её на горизонтальную плоскость;
  • правильно изобразить перспективные сокращения граней и рёбер.

 

Упражнение 1. Рисование куба  

Нарисуем куб, размещённый ниже линии горизонта в угловом положении относительно картинной плоскости (в угловой перспективе). Так, чтобы одна боковая грань была нам видна больше, а другая – меньше.

Рисунок 1. Последовательность рисования куба

Рассмотрим куб и определим его размеры и пропорции. Построение рисунка начинаем с нанесения на бумагу общих габаритов куба и видимой подставки легкими горизонтальными и вертикальными штрихами. Затем определяем местоположение переднего вертикального ребра (первый план) на котором откладываем на глаз высоту куба. Построение выполняем в тонких линиях.

От верхнего и нижнего концов вертикального ребра проводим направление верхних и нижних рёбер боковых граней, предварительно определив углы наклона этих рёбер в натуре (рисунок 1, а). Так как куб расположен ниже линии горизонта, угол наклона нижних горизонтальных рёбер будет больше чем верхних и у большей видимой вертикальной грани угол наклона уходящих вглубь рёбер будет меньше, а у меньшей грани – больше.

Затем намечаем видимую величину вертикальных граней – проводим два крайних вертикальных ребра в соответствии с пропорциональными отношениями размеров граней (рисунок 1, б). Выполняем построение верхнего и нижнего оснований куба (ширина верхнего основания будет ýже, а нижнего – шире) (рисунок 1, в). Линии видимого и невидимого контура отличаются по толщине – ближайший план прорисовываем с нажимом на карандаш. 

Полезно выполнить ещё несколько набросков куба в других положениях, чтобы закрепить навыки развития глазомера и пространственного представления.

Разбор того, как создаётся завершающий этап рисования куба – выявление объёма с помощью светотеневой моделировки формы – и закрепление полученных знаний на практике выполним уже в следующих публикациях

 

Упражнение 2. Рисование шара 

Этапы выполнения рисунка шара аналогичны кубу. Но что важно заметить: шар составляет окружность, но вот в перспективном рисунке шара он в эллипс не превратится, так и останется круглым. Эллипсы прорисовываем только во внутреннем построении шара.

Рисунок 2. Последовательность рисования шара

Рассмотрим шар и определим визуально диаметр окружности шара. Намечаем на бумаге положение шара и видимой подставки лёгкими штрихами. Рисовать начинаем с проведения двух взаимно перпендикулярных осевых линий. На них намечаем величину диаметра окружности шара (рисунок 2, а) и строим окружность. Эта окружность и будет основой построения шара. Необходимо показать, что шар – это не плоская фигура, она имеет объём. Для этого выстраиваем внутреннее сечения шара – это окружность, которая изображается в перспективном рисунке как эллипс (рисунок 2, б).

Разбор того, как создаётся завершающий этап рисования шара – выявление объёма с помощью светотеневой моделировки формы – и закрепление полученных знаний на практике выполним уже в следующих публикациях

 

Упражнение 3. Рисование цилиндра

Нарисуем цилиндр, расположенный вертикально ниже горизонта.

Рисунок 3. Последовательность рисования цилиндра в вертикальном положении ниже линии горизонта

Определим размеры (высоту и ширину) и пропорции цилиндра. Проводим вертикальную осевую линию и отмечаем на ней высоту цилиндра, затем диаметры верхнего и нижнего оснований (перпендикулярно осевой линии) (рисунок 3, а). Затем прорисовываем эллипсы верхнего и нижнего оснований с учётом перспективных сокращений. Эллипс нижнего основания цилиндра на изображении будет более широким, чем эллипс верхнего основания. Соединяем эллипсы вертикальными линиями (рисунок 3, б). Проводя касательные к эллипсам слегка оттеним поверхность цилиндра и проверим рисунок, сравнивая с натурой.

После выполнения этого рисунка рекомендуется выполнить ещё несколько набросков цилиндра в разных поворотах и положениях.

Последовательность рисования цилиндра в горизонтальном положении

Следующий этап работы – передача объёма моделировкой формы (направление штрихов по форме куба, шара, цилиндра и других геометрических тел). Но прежде чем переходить к моделировке объёма и светотеневому рисунку, в следующей публикации освоим виды и приёмы штрихования поверхностей.


Автор публикации:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 09 Фев 2022 в 16:28
Просмотрено 125 раз
Оставлено 0 комментариев


Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Актуальное
2021 год – Год культурного наследия народов России Победитель рейтинга образовательных сайтов 2021 года
Полезное
Наш канал в Telegram
Материалы
Новости: 166
Публикации: 160
Студия дизайна: 27
Изображения: 458
Доп. ресурсы: 22