Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Система оценки достижений учащихся

Оценка - это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Как оценить достижения обучающихся? Каковы критерии и механизмы выставления оценки?  Каковы процедуры и методы изучения результативности обучения? 

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные). Оценка достижения требований стандарта может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов.

Особенность системы оценки (внешняя оценка и внутренняя оценка) - уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения; вовлеченность в оценочную деятельность не только учителя, но и самих обучающихся; критериальное оценивание и  комплексный подход к оценке результатов (оценка трех групп результатов); складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражающая динамику достижений обучающегося) и итоговой (внешняя, оценивающая возможность продолжения образования на следующем уровне); оценка индивидуальных достижений на основе "метода сложения", использование накопительной системы оценивания (портфолио).

В системе оценивания используются субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (основанные на анализе работ учащихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

Оценка предметных результатов - это оценка достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, могут отличаться от него в сторону повышения или в сторону недостижения; педагогом выстраивается индивидуальная траектория движения с учетом "зоны ближайшего развития" - "ученик научится", "ученик получит возможность научиться". 

Формы оценивания различны и могут использовать различную систему оценивания: бальную, накопительную оценку, рейтингово-бальную и другие. Содержательный контроль, оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки.

В образовательных учреждениях используется комплексное оценивание достижения планируемых результатов, в том числе пятибальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл - 1; максимальный балл - 5). Альтернативными формами оценивания являются безотметочная (1 классы, групповые занятия, курсы по выбору).

Соответствие пятибальной отметки уровню успешности обучающихся по достижению предметных результатов по учебному предмету:

  • Низкий уровень (наличие отдельных фрагментарных знаний по предмету) - отметка "1", ставится, если учащийся отказался от ответа без объяснения причин.
  • Не достигнут необходимый уровень (отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях) - отметка "2" (неудовлетворительно), не решена типовая, много раз отработанная задача. Есть возможность исправить! 
  • Необходимый уровень "хорошо" (решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания; это необходимо всем по любому предмету). Отметка "3" (частично) частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) - есть возможность исправить! Отметка "4" (хорошо) полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) - право изменить!
  • Программный уровень "отлично" (решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо применить новые, получаемые в данный момент, знания; либо прежние знания и умения, но в новой непривычной ситуации) - отметка "4+" (близко к отлично) частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения), есть право изменить! Отметка "5" (отлично) полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно).
  • Максимальный уровень (не обязательный) - "превосходно" (решение задачи на неизученный материал, потребовавший: либо самостоятельно добытых, не изученных на уроках знаний; либо новых самостоятельно приобретенных умений). Отметка "5+" (превосходно) частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения). Отметка "5 и 5" (превосходно) полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года:

  • Базовый уровень - способность учащегося действовать только в рамках минимума содержания, рассчитанного на освоение каждым учащимся;
  • Продвинутый уровень - способность учащегося выходить за рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях;
  • Рефлексивно-творческий уровень - способность учащегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, итоговых; участие в конференциях и т.п.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения или освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение.

Количественная характеристика планируемых результатов определяется по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика планируемых результатов может составляться на основе "портфолио" ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.

Выбор форм и методов  оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.


Автор публикации:
...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 13 Окт 2020 в 18:55
Категория: Методика
Просмотрено 126 раз
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.
Категории раздела
Актуальное
Конкурс: Мой мир - моя Планета 75 лет победы
Полезное
Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0