Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности

07 Авг 2021
66
0
...

Диагностика основных проявлений педагогического артистизма позволит усовершенствовать мастерство педагога (усилить средства актерской выразительности и педагогическое умение эмоционального воздействия на учащихся, мобилизации их внимания).

Тест "Артистические наклонности: есть ли они у вас?"

(Е. Владимирова)

  1. Есть ли разница между словами "тон" и "нюанс"?
  2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?
  3. Вы любите рисовать?
  4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
  5. Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?
  6. У вас очень плохой почерк?
  7. Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?
  8. Любите ли посещать музеи?
  9. Остановитесь ли по пути. чтобы полюбоваться закатом?
  10. Любите чертить геометрические фигуры?
  11. Любите ли вы фантазировать?
  12. Вы склонны долго бродить по улицам?
  13. Любите одиночество?
  14. Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?
  15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
  16. Надолго запоминаете красивые пейзажи?
  17. Вам кажутся красивыми морские камни?
  18. Любите новые встречи и знакомства?
  19. Нравится вам читать стихи вслух?
  20. Не было ли у вас, желания разрисовать стены своей комнаты?
  21. Часто ли меняете прическу?
  22. Переставляете мебель у себя дома?
  23. Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?
  24. Пишите стихи? 

Обработка результатов. Вы можете зачислить себе одно очко за каждый ответ "да" на вопросы: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, – и за ответ "нет" на вопросы: 2, 6, 10, 14, 15, 18. 

  • Если вы набрали больше 16 очков: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.
  • Если вы набрали 8-16 очков: вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы – рационалист, всегда сочетаете приятное с полезным.
  • Если вы набрали меньше 4 очков: такого человека как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!

 

Опросник для оценки степени артистичности педагога

  1. Как часто вы испытываете творческое самочувствие (состояние душевного подъема, вдохновения, полной мобилизации сил)?
  2. Много ли вам нужно времени, чтобы собраться перед ответственным мероприятием (открытым уроком, педсоветом, родительским собранием?
  3. Часто ли вы испытываете чувство смущения, неловкости, выступая пред большой аудиторией?
  4. Нравится ли вам быть в центре внимания?
  5. Легко ли вам удается привести людей к своей точке зрения?
  6. Любите ли вы рисовать, танцевать, играете ли на музыкальном инструменте?
  7. Когда вы слушаете музыку, представляете ли вы цвет, какие-то образы?
  8. Часто ли вы делитесь своими чувствами с окружающими?
  9. Можете ли вы представить себя актером?
  10. Часто ли вы видите себя со стороны?
  11. Говорили ли вам, что от вас можно зарядиться энергией?
  12. Способны ли вы скрыть свое плохое настроение?

Если на большинство предложенных вопросов вы ответили положительно, это говорит о том, что начало развитию педагогического артистизма уже положено.

 

Рабочая карта-схема диагностики артистизма педагога Ж. В. Вагановой

(программа наблюдений с целью определения общей оценки основных проявлений педагогического артистизма)

1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний:

  • увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке;
  • самоорганизация, стабильность творческой формы;
  • самоконтроль, самообладание, управление настроением;
  • умение снимать излишнее напряжение, волнение;
  • умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своим психическими состояниями.

2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль:

  • заразительность, умение очаровать, внушать симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников;
  • раскованность, непосредственность и простота поведения;
  • яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность;
  • художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры;
  • искренность, личностная открытость по отношению к детям.

3. Эмоциональность, образность поведения и речи: 

  • экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций;
  • выражение сопереживания, сочувствия учащимся;
  • эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора;
  • необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал;
  • эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов.

4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения:

  • экспрессивные способности, пластическая изобразительность;
  • раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно;
  • мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений;
  • жестикуляция движения – органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность – достаточная/недостаточная, скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т. д.).

5. Интуиция, воображение, творческая фантазия:

  • продуктивность ассоциаций;
  • быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации;
  • способность "угадать" ребенка, "прочитать" все на его лице;
  • умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей.

6. Импровизация, педагогический эксперимент:

  • быстрота реакций, находчивость, изобретательность;
  • оперативность памяти, сообразительность;
  • умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в не запрограммированных условиях;
  • поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом;
  • оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока.

7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками:

  • коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт; умение организовать первичный контакт с классом;
  • организация общения "от ученика", сотрудничество;
  • доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта;
  • откровенность, искренность;
  • уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам;
  • взаимопонимание, эмоциональная идентификация;
  • рефлексия, способность увидеть себя со стороны.

8. Речевые способности:

  • выразительность, эмоциональность, динамичность речи;
  • мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса;
  • ясность, чистота, благозвучие речи, дикции;
  • богатство словаря, разнообразие лексики;
  • убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.

9. Наблюдательность, управление вниманием:

  • умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка;
  • устойчивость внимания, длительное сосредоточение;правильное распределение внимания, его многообъектность;
  • переключаемость, динамичность внимания;
  • степень концентрированности внимания;
  • умение видеть все детали, обостренное восприятие.

10.Суггестивная способность:

  • умение привлечь и удерживать детское внимание;
  • внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников;
  • умение "заражать" своими мыслями, чувствами.

11. Режиссерские способности:

  • интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения;
  • поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке;
  • энергичность, активность;
  • творческая организация взаимодействия с учениками - наличие стратегической сверхзадачи, "сквозного действия", тактических, ситуативных задач, непрерывности действия.

12. Способность перевоплощения, умение "войти в роль".

13. Психологический анализ урока с учетом артистичности педагога (оценка по пятибальной системе):

  • стиль урока (какие приемы использует учитель, стиль общения педагога с классом и степень управляемости педагогической ситуацией общения); соотношение побуждения и принуждения учащихся к деятельности;
  • особенности самоорганизации учителя, его психологическая подготовленность к уроку. Осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей своей психофизической природы. Рабочее самочувствие, настроение учителя в начале урока и в процессе его ведения. Педагогическая целесообразность эмоциональных переживаний учителя на уроке: заинтересован, активен, все время находится в общении, держит класс "в тонусе" или безразличен, пассивен;
  • психологический климат в классе. Умение учителя управлять своим психическим состоянием и создавать необходимый эмоциональный настрой: доброжелателен, держится ободряюще, вежлив и приветлив с учащимися, индивидуализирует общение с различными учениками или недоброжелателен, общается только "сверху вниз", со всеми одинаково, не дифференцируея своего общения;
  • не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои особенности или думает только о престиже. носит "маску", старается держаться за свою социальную роль;
  • динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, "тушит" возможные конфликты, может поставить себя на место учащегося, создает у говорящего ученика чувство, что его понимают или не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта, невнимателен к говорящему, создает у него ощущение что его не понимают;
  • наблюдение за действиями учителя на уроке (как педагог учитывает особенности восприятия материала учащимися); сравнение плана урока и процесса его реализации на практике (найти отклонения, объяснять их причины, уловить, какие действия были запланированы, а какие являются результатом импровизации; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении).


Источник информации:

  • Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – 3-е изд. – М. : Издательский центр "Академия", 2010.

Автор публикации:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 07 Авг 2021 в 12:47
Категория: Методика
Просмотрено 66 раз
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Категории раздела
Актуальное
2021 год – год науки и технологий
Полезное
Наш канал в Telegram
Материалы
Новости: 145
Публикации: 141
Студия дизайна: 26
Изображения: 407
Доп. ресурсы: 21