Диагностика основных проявлений педагогического артистизма позволит усовершенствовать мастерство педагога (усилить средства актерской выразительности и педагогическое умение эмоционального воздействия на учащихся, мобилизации их внимания).
Тест "Артистические наклонности: есть ли они у вас?"
(Е. Владимирова)
- Есть ли разница между словами "тон" и "нюанс"?
- Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?
- Вы любите рисовать?
- Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
- Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?
- У вас очень плохой почерк?
- Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?
- Любите ли посещать музеи?
- Остановитесь ли по пути. чтобы полюбоваться закатом?
- Любите чертить геометрические фигуры?
- Любите ли вы фантазировать?
- Вы склонны долго бродить по улицам?
- Любите одиночество?
- Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?
- Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
- Надолго запоминаете красивые пейзажи?
- Вам кажутся красивыми морские камни?
- Любите новые встречи и знакомства?
- Нравится вам читать стихи вслух?
- Не было ли у вас, желания разрисовать стены своей комнаты?
- Часто ли меняете прическу?
- Переставляете мебель у себя дома?
- Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?
- Пишите стихи?
Обработка результатов. Вы можете зачислить себе одно очко за каждый ответ "да" на вопросы: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, – и за ответ "нет" на вопросы: 2, 6, 10, 14, 15, 18.
- Если вы набрали больше 16 очков: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.
- Если вы набрали 8-16 очков: вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы – рационалист, всегда сочетаете приятное с полезным.
- Если вы набрали меньше 4 очков: такого человека как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!
Опросник для оценки степени артистичности педагога
- Как часто вы испытываете творческое самочувствие (состояние душевного подъема, вдохновения, полной мобилизации сил)?
- Много ли вам нужно времени, чтобы собраться перед ответственным мероприятием (открытым уроком, педсоветом, родительским собранием?
- Часто ли вы испытываете чувство смущения, неловкости, выступая пред большой аудиторией?
- Нравится ли вам быть в центре внимания?
- Легко ли вам удается привести людей к своей точке зрения?
- Любите ли вы рисовать, танцевать, играете ли на музыкальном инструменте?
- Когда вы слушаете музыку, представляете ли вы цвет, какие-то образы?
- Часто ли вы делитесь своими чувствами с окружающими?
- Можете ли вы представить себя актером?
- Часто ли вы видите себя со стороны?
- Говорили ли вам, что от вас можно зарядиться энергией?
- Способны ли вы скрыть свое плохое настроение?
Если на большинство предложенных вопросов вы ответили положительно, это говорит о том, что начало развитию педагогического артистизма уже положено.
Рабочая карта-схема диагностики артистизма педагога Ж. В. Вагановой
(программа наблюдений с целью определения общей оценки основных проявлений педагогического артистизма)
1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний:
- увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке;
- самоорганизация, стабильность творческой формы;
- самоконтроль, самообладание, управление настроением;
- умение снимать излишнее напряжение, волнение;
- умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своим психическими состояниями.
2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль:
- заразительность, умение очаровать, внушать симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников;
- раскованность, непосредственность и простота поведения;
- яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность;
- художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры;
- искренность, личностная открытость по отношению к детям.
3. Эмоциональность, образность поведения и речи:
- экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций;
- выражение сопереживания, сочувствия учащимся;
- эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора;
- необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал;
- эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов.
4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения:
- экспрессивные способности, пластическая изобразительность;
- раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно;
- мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений;
- жестикуляция движения – органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность – достаточная/недостаточная, скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т. д.).
5. Интуиция, воображение, творческая фантазия:
- продуктивность ассоциаций;
- быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации;
- способность "угадать" ребенка, "прочитать" все на его лице;
- умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей.
6. Импровизация, педагогический эксперимент:
- быстрота реакций, находчивость, изобретательность;
- оперативность памяти, сообразительность;
- умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в не запрограммированных условиях;
- поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом;
- оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока.
7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками:
- коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт; умение организовать первичный контакт с классом;
- организация общения "от ученика", сотрудничество;
- доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта;
- откровенность, искренность;
- уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам;
- взаимопонимание, эмоциональная идентификация;
- рефлексия, способность увидеть себя со стороны.
8. Речевые способности:
- выразительность, эмоциональность, динамичность речи;
- мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса;
- ясность, чистота, благозвучие речи, дикции;
- богатство словаря, разнообразие лексики;
- убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.
9. Наблюдательность, управление вниманием:
- умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка;
- устойчивость внимания, длительное сосредоточение;правильное распределение внимания, его многообъектность;
- переключаемость, динамичность внимания;
- степень концентрированности внимания;
- умение видеть все детали, обостренное восприятие.
10.Суггестивная способность:
- умение привлечь и удерживать детское внимание;
- внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников;
- умение "заражать" своими мыслями, чувствами.
11. Режиссерские способности:
- интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения;
- поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке;
- энергичность, активность;
- творческая организация взаимодействия с учениками - наличие стратегической сверхзадачи, "сквозного действия", тактических, ситуативных задач, непрерывности действия.
12. Способность перевоплощения, умение "войти в роль".
13. Психологический анализ урока с учетом артистичности педагога (оценка по пятибальной системе):
- стиль урока (какие приемы использует учитель, стиль общения педагога с классом и степень управляемости педагогической ситуацией общения); соотношение побуждения и принуждения учащихся к деятельности;
- особенности самоорганизации учителя, его психологическая подготовленность к уроку. Осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей своей психофизической природы. Рабочее самочувствие, настроение учителя в начале урока и в процессе его ведения. Педагогическая целесообразность эмоциональных переживаний учителя на уроке: заинтересован, активен, все время находится в общении, держит класс "в тонусе" или безразличен, пассивен;
- психологический климат в классе. Умение учителя управлять своим психическим состоянием и создавать необходимый эмоциональный настрой: доброжелателен, держится ободряюще, вежлив и приветлив с учащимися, индивидуализирует общение с различными учениками или недоброжелателен, общается только "сверху вниз", со всеми одинаково, не дифференцируея своего общения;
- не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои особенности или думает только о престиже. носит "маску", старается держаться за свою социальную роль;
- динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, "тушит" возможные конфликты, может поставить себя на место учащегося, создает у говорящего ученика чувство, что его понимают или не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта, невнимателен к говорящему, создает у него ощущение что его не понимают;
- наблюдение за действиями учителя на уроке (как педагог учитывает особенности восприятия материала учащимися); сравнение плана урока и процесса его реализации на практике (найти отклонения, объяснять их причины, уловить, какие действия были запланированы, а какие являются результатом импровизации; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении).
Источник информации:
- Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – 3-е изд. – М. : Издательский центр "Академия", 2010.