В настоящее время обучение Изобразительному искусству в общеобразовательных школах в основном осуществляется на основе следующих концептуальных подходов и программ: “Изобразительное искусство. 1-8 классы” (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского); “Изобразительное искусство. 1-9 классы” (авторский коллектив под руководством В.С. Кузина); “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 классы “ (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой). Многие авторские коллективы продолжают усовершенствовать действующие программы по ИЗО в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Н.М. Сокольникова разработала новый учебно-методический комплект “Изобразительное искусство. Планета Знаний” для начальной школы. Авторский коллектив под руководством Л.Г. Савенковой представил УМК “Изобразительное искусство 1-8 классы”, входящий в информационно-образовательную среду “Инновационная школа”. Программу В.С.Кузина обновляют его ученики. Авторский коллектив под руководством С.П. Ломова создал на основе этой программы современное ее прочтение.
Авторские концепции преподавания ИЗО породили многообразие подходов. Что же предпочесть?
Линия УМК предназначена для изучения изобразительного искусства на общеобразовательном уровне в 1-8 классах.
Линия УМК создана под руководством народного художника России академика Российской академии образования и российской академии художеств Бориса Неменского по курсу “Изобразительное искусство. 1-8 классы” и доработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.
Учебные пособия в основной школе посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусств.
Основная идея комплекса – формирование художественной культуры учащихся какнеотьемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Учебники помогут сохранить целостность и системность в приобщении детей к духовному содержанию искусства. Обучение происходит в единстве восприятия красоты мира и произведений искусства, а также практической художественно-творческой деятельности детей.
Каждый учебник включает четыре раздела в соответствии с четвертями учебного года. Внутри разделов – главы (темы уроков). Основная структурная единица учебника – разворот, который включает образный текст и выразительный зрительный ряд, построенный с учетом особенностей восприятия ребенка. В каждом учебнике – система развивающих творческих заданий, которые помогут овладеть образным языком изобразительного искусства, самыми разными художественными материалами и техниками.
Учебник для 5 класса посвящен изучению древних корней русского народного искусства, традиционных художественных промыслов, современного декоративного искусства (стекло, керамика, гобелен, металл, батик).
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой “Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы” Учебник знакомит с русским народным декоративно-прикладным искусством и художественными промыслами, с декоративным искусством других стран и народов, с современным профессиональным декоративным искусством, а также с ролью декоративного искусства в жизни человека и общества. По каждой теме дается система практических художественно-творческих заданий, исследовательских проектов и обобщающих вопросов. В конце учебника – методические рекомендации для учителей и родителей.
Учебник для 6 класса посвящен станковому изобразительному искусству (графике, живописи, скульптуре). Учащиеся познакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, рассмотрят различные виды и жанры изобразительного искусства.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой “Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы” . Учебник знакомит с основными видами изобразительного искусства, их ролью в жизни человека. На основе изучения жанров натюрморта, портрета, пейзажа ребенок познакомится с основами образного языка изобразительного искусства, с выразительными возможностями цвета, тона, формы, перспективы. Эти знания послужат развитию художественных способностей и творческих навыков ребенка. По каждой теме предлагается система художественно-творческих заданий и обобщающих вопросов, которые помогут активизировать восприятие учебного материала и выработать собственное отношение к самым разным явлениям искусства.
Учебник для 7 класса знакомит с дизайном и архитектурой как конструктивными искусствами в ряду пластических искусств, а также социальным значением и художественным языком этих искусств.
Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой “Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы” . учебник знакомит с особенностями образно-выразительного языка конструктивных искусств –дизайна и архитектуры – в рамках предмета “Изобразительное искусство”. Изучение искусства композиции, особенностей использования цвета, линии, объема в дизайне и архитектуре, а также основ графического и городского дизайна, дизайна интерьера и одежды, основных стилей и направлений в архитектуре будет способствовать развитию у учащихся художественного мышления, выработке собственного отношения к самым разным явлениям культуры. По каждой теме предлагается система художественно-творческих заданий (плоскостное и объемное макетирование, создание дизайн-проектов и коллажно-графических композиций, выполнение исследовательских проектов), которые помогут активизировать восприятие учебного материала, будут способствовать развитию умений работать с самыми разными художественными материалами в разных техниках.
Учебник для 8 класса знакомит с особенностями творческой работы художника в театре, кино, на телевидении – основами сценографии, азбукой киноязыка, особенностями операторского мастерства, использованием компьютерных технологий. Предлагаются система практических художественно-творческих заданий, темы исследовательских проектов и вопросы.
Учебник написан в соответствии с с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой “Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы” . В учебнике раскрываются особенности творческой работы художника в театре, кино, на телевидении – основы сценографии, азбука киноязыка, особенности операторского мастерства, использование компьютерных технологий. Изучение своеобразия образно-выразительного языка и художественных средств театра, кино и телевидения, их жанрового разнообразия, роли в жизни человека будет способствовать развитию у учащихся художественного мышления, выработкесобственного отношения к самым разным явлениям культуры. По каждой теме предлагается богатый зрительный ряд, система практических художественно-творческих заданий (создание декораций и костюмов к спектаклям; фотосъемка серии натюрмортов, пейзажей и портретов; создание коллажных композиций; съемка видеоэтюдов, видеорепортажей и видеоочерков, освоение основ монтажа, создание анимационных мини-фильмов), а также исследовательских проектов и обобщающих вопросов, которые помогут активизировать восприятие учебного материала, будут способствовать развитию умений работать в самых разных художественных техниках.