Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Художественная фотография

Сегодня трудно представить нашу жизнь без фотографии. Желая запечатлеть какие-то важные события, понравившиеся нам места, мы берем в руки фотоаппарат и делаем снимки на память. А иногда открываем старый семейный альбом и с удовольствием рассматриваем дорогие нашему сердцу фотографии.

В статье представлен материал из учебника "Искусство: Виды искусства" Г.И. Даниловой.

История фотографии

Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда на заседании Парижской академии наук были изложены общие принципы воспроизведения изображений, открытые в 1835 году французским художником, химиком и изобретателем Луи Дагером (1787 - 1851). Он опирался на опыты другого французского изобретателя - Нисефора Ньепса (1765 - 1833). В 1826 году Ньепс изобрел гелиографию ("письмо посредством солнца") - способ закрепления изображения с помощью световых лучей. Открытие фотографии стало поворотным моментом в развитии не только техники, но и искусства.

Первые, еще весьма несовершенные фотографии, названные дагеротипами, поразили современников детальной точностью воспроизведения предметов. Они воспринимались как слепки с тех фрагментов действительности, которые попали в объектив камер. Это были лица людей, интерьеры, виды Лувра и башен собора Парижской Богоматери, набережная Сены...Французский художник Э. Делакруа писал: "Дагеротип - больше, чем просто копия, — это зеркало предмета; определенные детали, почти всегда не отражающиеся на рисунках с натуры, дагеротип воспроизводит, наделяя их особенной значимостью".

С новым способом создания изображений начали активно экспериментировать. Очень скоро фотография стала посредником между человеком и окружающим его миром.

Фотографию (от греч. photos - свет и grapho -писать, рисовать) называют искусством светописи. Но как можно писать светом? При помощи чего? Не углубляясь в довольно сложную технологию получения изображений, скажем, что они возникали в результате воздействия световых лучей на специально обработанные химическим способом светочувствительные пластинки. 

Этот оптический феномен был известен еще в древности. В записках древнегреческого ученого Аристотеля описан способ получения перевернутого изображения с помощью светового луча, проникающего в темную комнату через маленькое отверстие. Такое помещение называли камерой-обскурой (лат. camera obscura - темная комната).

Средние века этим изобретением пользовались для наблюдения за солнечными затмениями. В эпоху Возрождения принцип действия камеры-обскуры описал Леонардо да Винчи. Позднее в отверстие стали вставлять линзы, что позволило во много раз увеличить яркость  получаемого изображения, а саму камеру уменьшить до размеров небольшого ящика. Ею пользовались художники XVI - XVII вв., чтобы более точно зарисовывать предметы окружающего мира.

Итак, фотография — это созданный химико-техническими средствами зрительный образ, который может достоверно и художественно отражать предметы или явления окружающей действительности. 

В 1840 году был открыт способ получать негатив, с которого можно воспроизводить множество копий. Изобретение этого метода, ставшего основой современной фотографии, принадлежит английскому физику и химику Уильяму Толботу (1800-1877).

Кроме того, Толбот первым начал снимать отражающиеся в воде предметы, ветки деревьев, хрупкие крылышки мотыльков, семена одуванчика... Все чаще фотографы стремились зафиксировать мимолетные, сиюминутные впечатления от увиденного. Фотография позволила не только остановить прекрасное мгновение, но и увековечить его. Вот почему искусство фотографии нередко называют зрительной памятью человечества.

Действительно. никакой другой вид искусства не может передать такое ощущение времени, какое дает нам фотография. Она переносит зрителя в прошлое, и оно продолжает жить на фотопленке. Эту уникальную способность фотографии "продлевать полет жизни" очень точно выразил поэт А.А. Тарковский:

В сердце дунет ветер гонкий,
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав.

У забвения, как птица,
По зерну крадет - и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живешь...

Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.

"Фотография", 1957 г.

Со временем фотографы все больше стремились не только отображать окружающий нас мир. но и выражать свое отношение к нему. Их нередко обвиняли в "близорукости", им отказывали в творческой фантазии, а они творили настоящие чудеса. Фотоснимки признанных мастеров представляли собой не мертвые слепки с натуры, а яркие художественные образы, созданные творческим воображением их авторов. Дальнейшее усовершенствование техники открывало безграничные возможности для творчества. Фотоаппарат в руках мастера оказался послушным инструментом для воплощения авторского замысла.

Фотохудожники могли сделать изображение размытым и расплывчатым, могли уменьшить или увеличить деталь. исключить излишние подробности. Они могли придать снимку вид гравюры, передать глубину тонов, изменить соотношение света и тени, создать впечатление рисунка углем или живописи на холсте. В своих работах они предпочитали недосказанность, предоставляя возможность зрителям что-то додумать и дорисовать в своем воображении. Все больше художники стремились к передаче настроения. В результате усложнившегося технологического процесса фотограф стал создавать один-единственный оригинальный снимок, который нельзя было тиражировать.

Так абсолютное сходство, главное качество фотографии, стало приобретать второстепенное значение. Именно с этого времени фотография становится полноправным искусством в ряду других искусств.

Фотография сегодня — это одно из важнейших средств массовой информации, без которого немыслима современная жизнь. Мы видим фотографии на страницах газет и журналов, рекламных щитах. Это действительно мощная индустрия и одновременно увлекательное хобби. На фотографии может быть запечатлено буквально все - от рождения человека до жизни неведомых галактик, от стремительного полета пули до извержения вулкана.

Сегодня история фотографии насчитывает более 170 лет. Несомненно, возраст солидный, однако по сравнению с историей других искусств (театра, живописи, литературы) он не столь велик. Но фотография уже проникла в сферу искусства - активно участвует в создании инсталляций, органично монтируется в театральные декорации. Она успела дать жизнь экранным искусствам - кинематографу, телевидению. Она помогает ученым более пристально вглядываться в окружающий мир. фиксирует важнейшие события в жизни страны, создавая документальные свидетельства эпохи. Шагом вперед стало получение объемных, голографических изображений, а использование новейших цифровых технологий обеспечило фотографии качественно новую жизнь.

Выразительные средства и жанры фотографии

Связь художественной фотографии с произведениями изобразительного искусства прослеживается и в использовании традиционной системы жанров: портрета, натюрморта, пейзажа и бытового снимка.

В портрете главное внимание уделяется индивидуальным и характерным особенностям человека, выражению его лица, позе, жестам и бытовым деталям. пространство призвано подчеркнуть и оттенить своеобразие модели. В натюрморте важен отбор предметов, их связь в общей композиции и возможность расстановки в определенных ракурсах, освещенность. пространство здесь выступает как нейтральный фон, на котором запечатлевается не мгновение, а длящаяся в вечности "тихая жизнь вещей". В пейзаже на первый план выдвигается пространство, в котором важны все фиксируемые объекты. Главная задача сводится к передаче их взаимосвязи и ритма жизни природы. В жанровом (бытовом) снимке главное внимание сосредоточено на происходящем событии, особенностях взаимодействия фигур и предметов в пространстве.

Можно также выделить и специфические жанры фотографии, к которым относятся фрагмент и фотомонтаж.

Во фрагменте запечатлевается не весь объект, а только его часть. Как и в кинематографе, это составляет примерно 30% изобразительной плоскости, то есть крупный план. Фрагмент используется для выявления главного и существенного в изображении. Принцип фрагментарности применяют и живописцы, но у них он выполняет роль своеобразной заготовки, эскиза для будущего произведения. В фотографии фрагмент выполняет полноценную художественную роль и может выявлять авторский замысел.

Фотомонтаж (печатание одного снимка с нескольких негативов) позволяет автору сконструировать композицию кадра по своему выбору и вкусу, а также преодалеть пространственно-временные рамки изображения. Кадр создается из отдельных фрагментов, ранее зафиксированных фотохудожником. Такой способ позволяет автору оторваться от реальности и привнести в фотографию собственное видение окружающего мира.

В качестве примера обратимся к "Автопортрету" Эля Лисицкого (1890-1941).  Сфотографировав свою ладонь с циркулем на фоне миллиметровой бумаги, он поверх руки напечатал с другого негатива свое лицо. Два снимка наложились друг на друга. В результате глаз художника как будто просвечивает сквозь ладонь, и рука становится "видящей". Конечно, этот снимок воспринимается как метафора - символ творческой энергии.

Не всякая фотография имеет отношение к искусству, но каждая обладает возможностью стать произведением искусства. Это происходит в том случае, если в ней есть художественный образ, если фотография не только отражает окружающий мир, но и выражает авторское отношение к нему. В арсенале фотографии немало художественных средств выразительности. Среди них : композиция, план, ракурс, свет и тень, ритм.

В создании композиции кадра автор обычно выступает в качестве режиссера. Организуя пространство, он прежде всего учитывает, в каких отношениях между собой находятся объекты съемки, а потому его интересует передача движения, действия, жестов. Кроме того, он учитывает пластические возможности предметов, выраженные с помощью линий, тональных или красочных пятен. Действенные связи фотохудожник фиксирует с учетом реальности, а пластические выстраивает по своему усмотрению.

Уже вскоре после изобретения фотографии стало ясно, что изменение дистанции между снимаемым объектом и камерой открывает огромные возможности. Изображение можно укрупнить или уменьшить, приблизить к зрителю или, наоборот, отдалить от него. В фотографии, как и других видах изобразительного искусства, и в особенности в кинематографе, существуют понятия дальнего, среднего или крупного (ближнего) планов. Их использование является важнейшим средством воплощения авторского замысла. Так, максимально приближая объектив камеры к лицу человека, французский художник и фотограф Надар (1820-1910) добивался эффекта глубокого проникновения в сущность характера. Одним из его высших художественных достижений стал снимок "Глаза композитора Шарля Гуно".

Надар много экспериментировал в поисках новых форм в области фотографии. Особенно его увлекали опыты фотографирования с высоты птичьего полета. В 1858 году он поднялся над Парижем на воздушном шаре и впервые сверху запечатлел город. Известно, что художник О.Домье откликнулся на это событие карикатурой с ироничной подписью "Надар, поднимающий фотографию на высоту искусства". Эта подпись оказалась пророческой.

Важную роль в фотографии играет и ракурс - изменение формы фигуры или предмета в перспективе с сокращением удаленных от зрителя частей. Благодаря ракурсу фотография смогла стать искусством. Если первоначально снимали с уровня глаз, то впоследствии стали менять ракурс. Известный русский художник А.М.Родченко в статье "Пути современной фотографии" писал: "Мы должны снять с глаз пелену...Снимайте со всех точек...И самыми интересными точками современности являются точки сверху вниз и снизу вверх и их диагонали". Действительно, неожиданный, подчас парадоксальный ракурс позволяет совершенно по-новому увидеть хорошо знакомые предметы.

Большое значение в создании художественной фотографии имеют свет и тень, позволяющие выделить главное, сформировать смысловой центр кадра, а также передать настроение. Черный цвет ассоциируется с чем-то неизвестным и таинственным. Преобладание белых пятен и светлых тонов наполняет кадр радостным ощущением.

Резкий контрастный свет, столкновение тональных пятен придают снимку драматический характер. Преобладание темных тонов, их противоборство со светлыми тонами привносят в снимок ощущение тревоги и неясных предчувствий. Интенсивный боковой свет дает яркие блики на предметах и наполняет фотографию легким, радостным ощущением. Встречный контрастный свет четче прорисовывает силуэты, наполняет пространство движением. Боковой - подчеркивает фактуру поверхностей, объемно моделирует предметы. Прямой свет со стороны камеры избавляет от теней, но делает пространство плоским.

Кажущаяся статичной фотография, лишенная слова, звука и движения, на самом деле не лишена ритма. Ритм - это своеобразный пульс жизни в фотографии. В пространстве кадра ритм может создаваться различными средствами. Например, его можно передать, подчеркнуть с помощью формата снимка. Давно замечено, что горизонтальный снимок дает панораму, создает ощущение эпического спокойствия. Вертикальный же подходит, например, для передачи воздушного пространства.

Ритм может создаваться и благодаря чередованию тональных пятен. Ритм можно передавать и с помощью чередования предметов в пространстве, соблюдения интервалов между ними. Одинаковые по размерам и степени удаленности друг от друга предметы сообщают композиции ощущение плавного и спокойного ритма. Различия в масштабах и интервалах придают напряженность, подчеркивают внутреннюю динамику изображения.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 28 Янв 2017 в 13:39
Просмотрено 2322 раза
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 232
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21