Сайт образовательно-информационного сетевого издания «Звуки Красок» Кудряшовой Анны Николаевны,
учителя изобразительного искусства МОУ СОШ №32
г. Комсомольск-на-Амуре

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018


Дизайн интерьера, мебели и предметной среды

05 Май 2013
3966
0
Анна_Кудряшова
Этот материал был написан более двух лет назад, а тогда трава была зеленее и мороженное вкуснее. С тех пор прошло много времени и много изменилось. Учитывайте это.

Рука, которая моделирует совместное сосуществование людей, городов, зданий и  даже самых маленьких вещей, должна быть мягкой, гуманной, чтобы сделать среду приятной для человека.

Алвар Аалто

Что такое дизайн и дизайнерская деятельность? Кто такой дизайнер? Какие виды дизайна существуют сегодня? Что такое дизайн-деятельность и стайлинг? Чем отличается криэйтер от стилиста? Существовал ли дизайн в древности? Какой путь прошло человечество от художественного ремесла до дизайна? Почему дизайн зародился лишь во второй половине XIX в.? Почему в стилисты и парикмахеры должны идти психически уравновешенные люди? Ответы на эти и многие другие вопросы ты найдешь в части «Дизайн».

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАЙН?

В переводе с английского design означает «чертеж», «рисунок», «проект». Дизайн — это проектирование и создание мира вещей: мебели, одежды, посуды, станков, инструментов и приборов, машин, самолетов, яхт, упаковок для продукции и многого другого. Дизайнер — специалист, занимающийся проектно-художественной деятельностью. Благодаря ему предмет становится явлением культуры. Дизайнер создает эстетичные и удобные вещи, стремясь совместить в них два качества: красоту и пользу. Формируя предметную среду человека, дизайнеры в некотором смысле определяют его образ жизни, образ жизни общества. Сегодня основные виды дизайнерской деятельности — это дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн мебели и предметов быта, графический дизайн и упаковка, автодизайн, промышленный дизайн. Сфера дизайнерской деятельности постоянно расширяется.

Дизайн как отдельный вид проектно-художественной деятельности возник на рубеже XIX — XX вв., когда в результате промышленной революции и развития индустриального производства появились возможности для создания изделий массового производства. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, которые пришли в индустриальное производство, не побоявшись заняться новой, незнакомой работой. Этого требовали время и изменившаяся ситуация в сфере создания вещей: художественное ремесло сдавало свои позиции массовому производству. С тиражирования различных предметов среды и их создания в промышленных условиях начала формироваться дизайнерская деятельность. К XX в. дизайнерская деятельность оформилась как широкая область приложения творческих, инженерно-конструкторских, научно-исследовательских возможностей. Дизайнер — творческая личность, сочетающая в своей работе индивидуальную художественно-проектную деятельность с созданием предметов потребления для массового производства. К тому же с помощью дизайнеров решаются проблемы организации и создания среды и объектов среды. Это может быть городская архитектурная, ландшафтная среда, интерьеры производственных, жилых и общественных зданий, а также костюмы, мебель, оборудование и другие изделия, являющиеся объектами среды. Сегодня дизайн активно воздействует на культуру современного общества, значительно тесня своих старших собратьев по ремеслу: архитектуру и прикладное искусство. Дизайнеров можно разделить на две творческие группы. Это — криэйтеры (от англ. creator — творец, создатель), генерирующие свежие, новые идеи и художники-стилисты (интерпретаторы), развивающие, моделирующие созданные криэйтером идеи в какой-либо манере или стиле. Иными словами, стилист занимается стайлингом (от англ. style — стиль). Стилист оформляет объект (предмет, костюм) согласно определенному стилю. Стилист, создающий образы для показов моделей одежды, образы средств массовой информации (журналов, видеоклипов и т.д.) использует в своей работе достижения криэйтеров. Один и тот же дизайнер может быть и криэйтером, и стилистом. Обладающий художественным даром дизайнер часто создает настоящее произведение искусства. Наделенная высокими эстетическими качествами вещь выполняет множество разных функций. Основная задача дизайнера XXI в. — это формирование новых образцов вещей. Они должны быть красивы, надежны, практичны, просты в обращении и технологически современны. Дизайнер должен помнить, что он создает вещи для человека, а не для выставочного зала.

В России существует Союз дизайнеров, объединяющий дизайнеров всех направлений, способствующий внедрению в жизнь новых идей и проектов. Многие годы разработкой теоретических основ дизайна занимается Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Учебные программы вузов и колледжей, готовящих дизайнеров, содержат разработки ВНИИТЭ. Сегодня в сфере дизайна наблюдается интересное явление: многие модельеры и кутюрье стали заниматься дизайном интерьера, мебели и предметной среды; и, наоборот, из архитектуры в мир моды приходят талантливые дизайнеры.

Например, итальянский дизайнер в области моды Джорджио Армани в 2002 г. создал линию мебели «Armani Casa», которая имела успех.

Игорь Чапурин — первый российский дизайнер моды, создавший коллекцию мебели. Она выполнялась на фабрике во Флоренции по договору с представителями «Pitti», Италия (круг компаний по производству мебели). Сотрудничество оказалось плодотворным.

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА, МЕБЕЛИ И ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

Оформление интерьера — эта область дизайна, которая является одной из наиболее притягательных для творческих личностей. Понятие интерьер издавна вмещало в себя следующие элементы внутреннего пространства здания: стены, пол, потолок, окна, двери, декоративные, отделочные материалы и драпировки. Это — и мебель, и оборудование, и предметный мир человека. Задача дизайнера интерьера — создание гармоничной, красивой, удобной и приятной эмоционально-психологической среды обитания человека, создание мира вещей, способных не только служить человеку, но и отвечать его сущности, украшать быт, соответствовать эстетическим запросам своего владельца. Уют, тепло, красота, комфорт очень важны в современном интерьере. Сознание людей меняется, и приходит понимание того, что интерьер — это не просто стены, предметы и мебель, а эксклюзивное отражение индивидуальности человека, воплощенное в облике того помещения, где он обитает. Интерьер и дизайн среды — итог творческого единства и взаимопонимания заказчика и дизайнера. В оформлении интерьеров существует большое разнообразие стилей. По желанию заказчика дизайнеры могут создать интерьер в стиле «кантри» (сельский стиль), этническом или «колониальном» стиле, например с элементами африканского или индейского декоративно-прикладного искусства, а также многое другое, что задумает заказчик.

Оформление интерьера — эта область дизайна, которая является одной из наиболее притягательных для творческих личностей. Понятие интерьер издавна вмещало в себя следующие элементы внутреннего пространства здания: стены, пол, потолок, окна, двери, декоративные, отделочные материалы и драпировки. Это — и мебель, и оборудование, и предметный мир человека. Задача дизайнера интерьера — создание гармоничной, красивой, удобной и приятной эмоционально-психологической среды обитания человека, создание мира вещей, способных не только служить человеку, но и отвечать его сущности, украшать быт, соответствовать эстетическим запросам своего владельца. Уют, тепло, красота, комфорт очень важны в современном интерьере. Сознание людей меняется, и приходит понимание того, что интерьер — это не просто стены, предметы и мебель, а эксклюзивное отражение индивидуальности человека, воплощенное в облике того помещения, где он обитает. Интерьер и дизайн среды — итог творческого единства и взаимопонимания заказчика и дизайнера. В оформлении интерьеров существует большое разнообразие стилей. По желанию заказчика дизайнеры могут создать интерьер в стиле «кантри» (сельский стиль), этническом или «колониальном» стиле, например с элементами африканского или индейского декоративно-прикладного искусства, а также многое другое, что задумает заказчик.

В интерьерах активно используется и пластмасса. Расцвет пластмассы приходится на 1960 — 1970-е годы XX в. В это время итальянский дизайнер Джо Коломбо создавал стулья и другие предметы для компании «Kartell» — лидера в производстве пластика, а английский дизайнер Роджер Дин для фирмы «НШе» — надувные сиденья из поливинилхлорида. Сегодня пластмасса вновь на пике популярности. Марк Садлер, французский дизайнер из США, считает, что возможности пластических материалов неисчерпаемы. Мебельные салоны последних лет представили огромное количество предметов из полимеров. Одной из наиболее известных фирм, работающих с пластическими материалами, сегодня является итальянская компания «Alessi».

Важнейшими составляющими интерьера являются цвет и свет. Цветовое решение стен несет в себе определенную эмоциональную нагрузку, и дизайнер должен уметь использовать необходимые качества цвета в реальных условиях жизни человека. Недостаток света, особенно естественного, или напротив — избыток его тоже влияет на психологическое и эмоциональное состояние человека. Современный интерьер предполагает также наличие хорошего оборудования. Это — готовые кухни, ванны, бассейны, джакузи, сауны, отопительные приборы, камины и многое другое. Очень уместны в любом интерьере цветы и растения. Дизайнеры интерьера всегда стараются в своих проектах предусмотреть уголок для зелени или зимнего садика.

Организует интерьер и удачно подобранная мебель, которая должна быть качественной и стильной. Выбор сегодня огромный: можно купить недорогую, серийного производства, а можно подобрать мебель престижных фирм, в том числе выпускающих эксклюзивы, ставшие классикой XX в. Одна из таких фирм — «Cassina» — воспроизводит образцы мебели, созданные когда-то великими дизайнерами: Г.Ритвельдом, А. Якобсеном, Ле Корбюзье и др. Такой предмет в интерьере доставит удовольствие человеку, понимающему толк в эстетике вещей. В данной главе мы не будем рассматривать дизайн интерьера, дизайн мебели и дизайн предметной среды как отдельно существующие виды дизайна. Во всем мире большинство дизайнеров, как правило, занимаются всеми тремя видами в совокупности, так как это способствует лучшей стилевой выразительности интерьера и чистоте стиля в их работах.

Дизайнерская деятельность в области интерьера, мебели и предметной среды возникла во второй половине XIX в. Английский художник, архитектор и ученый-теоретик Уильям Моррис многое сделал для пропаганды и организации эстетики жилища и предметной среды. Вместе с единомышленниками он организовал художественно-промышленное объединение «Моррис и К°». Ему удалось осуществить свою мечту: объединить труд художников, архитекторов и ремесленников и преодолеть разрыв между художеством и ремеслом. В результате его практической и пропагандистской работы возникло объединение под названием «Движение искусств и ремесел», деятельность которого явилась фундаментом в развитии дизайна архитектурной и предметной среды. Идеи движения вышли далеко за пределы Англии и Европы, их подхватили многие художники, архитекторы, ученые. Большой вклад в развитие дизайна внесли шотландец Чарльз Ренни Макинтош, австриец Отто Вагнер, немецкий архитектор и дизайнер Петер Беренс, голландский дизайнер и архитектор Геррит Томас Ритвельд, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

А где учились пионеры дизайна? В 1919 г. в Германии, в городе Веймар, было основано первое в мире учебное заведение Баухауз, занимавшееся подготовкой специалистов в области создания изделий массового производства для людей с небольшим достатком. Как видим, это учебное заведение имело не только дизайнерскую, но и социальную направленность. В «Баухаузе» преподавали архитекторы и художники с мировым именем: Вальтер Гроппиус, Пауль Клее, Марсель Бройер, Мис ван дер Роэ, русский авангардист Эль Лисицкий и др. Учебное заведение «Баухауз» просуществовало до 1933 г. и было закрыто с приходом к власти фашистской диктатуры. Трудно переоценить вклад этого вуза в дело становления и развития дизайна. В стенах «Баухауза» были разработаны уникальные учебные программы и методики, а также серии образцов предметов (эталонов) для промышленного производства, которые и сегодня пользуются огромным спросом. В Советской России учебным заведением подобного типа стал Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), основанный в 1920 г., на год позже германского «Баухауза», а в 1926 г. реорганизованный во Вхутеин (Высший художественно-технический институт). Будущим специалистам в области технической эстетики преподавали известные представители русского авангарда: Александр Родченко, Эль Лисицкий, Любовь Попова, конструктивист Владимир Татлин и др. Роль Вхутемаса и Вхутеина, как и «Баухауза», выходит далеко за пределы обычных методик и педагогических разработок. Здесь рождались авангардные идеи и новые проектные методы. Студенты в союзе с преподавателями искали их в области формообразования. Все это помогло развитию дизайна, получившего самое широкое распространение в XX в.

Чтобы понять, какой путь пройден до момента появления дизайна интерьера, мебели и предметной среды, необходимо заглянуть в прошлое. Здесь мы увидим как первые робкие шаги, так и крупные достижения человечества.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

В публикации «Архитектура» рассказывалось о том, каким был дом египтянина и его интерьер. А как выглядела мебель, насколько удобен и красив был быт египтян? Перечень видов мебели в доме богатого египтянина был невелик, но, тем не менее, разнообразен. Современный человек мог здесь многому подивиться. Например, ложе для сна напоминало современную кровать, но грядушка была не в изголовье, а в ногах, под голову же ставили седловидную опору. Грядушки — ограждения в торцевых частях кровати. Ложе стояло так, что египтянин, проснувшись утром, видел в окне, расположенном под потолком напротив, сияние восходящего солнца. Это делалось целенаправленно, ведь в Египте был культ Солнца. Для сидения в Египте использовали стулья, табуреты, кресла и троны (для фараонов). На древнейших изображениях сидят только божества, фараон и его жена, все остальные — на полу, покрытом коврами и циновками. Однако со временем многие виды сидений постепенно внедрились в быт египтян. Это были очень низкие стулья, на которых приходилось сидеть с высоко поднятыми коленями, табуреты, треугольные и на скрещенных ножках, а также стулья с ножками, напоминавшими лапы животных. Они имели седловидные сиденья из кожи или плетеного тростника. В дворцовых интерьерах времен Тутанхамона стояли уже роскошно отделанные троны. Ножки тронов и кресел делали в виде львиных лап, бычьих ног и ставили на «каблучки». Во время охоты Тутанхамон обычно сидел на складном табурете с Х-образными ножками и стрелял в диких гусей. Конструкция египетских стульев и кресел практически ничем не отличалась от современной нам. Образцом тонкого художественного ремесла является золотой трон Тутанхамона. Ножки трона в виде львиных лап тоже стоят на каблучках, возле сиденья они заканчиваются львиными головами. Рельеф на спинке трона изображает сюжет из жизни молодых супругов: жена нежно умащивает благовониями плечо любимого мужа. Лиризм сюжета гармонично перекликается с тонкостью работы и изяществом отделки трона (о троне см. также часть 5 «Декоративно-прикладное искусство»).

В богатых домах всегда стояли лари и сундуки. Некоторые из них имели ручки, как на носилках, для удобства переноски. Ларцы, принадлежавшие царской семье, были необычайно красивы. На крышке одного из них выполнен рельеф с изображением влюбленной пары — Тутанхамона с женой, наслаждающихся видом цветущих лотосов. Вся мебель в Древнем Египте имела очень изысканный декор в виде накладок из золота, бронзы, малахита, слоновой кости, а также в виде инкрустации и резьбы. Инкрустация — украшение изделия вставками из кусочков металла, кости, дерева, перламутра и др., отличающихся от поверхности самого изделия по цвету или материалу.

В быту древних египтян, видимо, не принято было принимать пищу, сидя за обычным большим столом. Супружеские трапезы, проходившие за изящным круглым столиком, имели несколько интимный характер. Трапеза вдвоем в окружении красивых мелочей располагала к приятной беседе и неспешному поглощению пищи. Египтян окружало множество роскошных предметов. Это — светильники, сосуды, посуда, блюда и многое другое, выполненные из камня, керамики, бронзы и стекла. Сосуды с коническим или округлым дном устанавливали в бронзовые треножники, по декору сочетавшиеся с росписью и формой сосудов.

В силуэтах, формах и отделке предметов, украшавших быт египтян, присутствовали растительные и животные мотивы. Сосуды часто выполнялись в виде фигурок животных. Например: сосуд в виде лежащего козленка; огромное разнообразие вариантов сосудов в виде утки; особенно красива крышка от алебастрового сосуда в виде гнезда, в котором среди яиц сидит вылупившийся утенок с поднятыми крылышками. В быту египтян были также распространены сосуды, светильники и кубки в виде цветов лотоса. На одном из таких кубков начертаны имена Эхнатона и Нефертити. Светильники тоже занимали важное место в быту египтян, особенно так называемые сквозящие светильники из полупрозрачного алебастра, любимого поделочного материала египетских ремесленников. «Сквозящий» светильник необычайной красоты был найден в гробнице Тутанхамона: в полупрозрачную тонкостенную вазу был плотно вставлен еще один сосуд, на стенках которого был мастерски вырезан сюжет. Когда во внутреннем сосуде зажигался фитиль, его рисунок ярко проступал на стенках внешнего сосуда. Сюжет был маленькой копией уже описанной семейной сцены — рельефа на спинке золотого трона Тутанхамона. Когда археологи в полумраке погребальной камеры зажгли фитиль, то были поражены красотой проступившего при свете рисунка и необычным видом светильника, который стал почти прозрачным.

А теперь побываем в доме богатого грека. Греческий дом был, как правило, каменным. Дневной свет проникал в помещения через проемы в дверях. Комнат было несколько. Внутренние помещения не имели дверей —только проемы, которые закрывались занавесами. Занавесы и декоративные ткани активно использовались в интерьере греческого дома. Разные источники свидетельствуют о том, что эти ткани были не просто красивы, но даже роскошны, особенно ткани с узорами и мифологическими сюжетами, вытканными золотыми и серебряными нитями по пурпурному фону. Яркие драпировки на белых и цветных стенах размещали в виде свободно спущенных полотнищ либо в виде композиции из волнообразных складок.

Раскопки города Олинфа показали, что греки довольно часто раскрашивали стены помещений красной темперой. Распространен был и такой вид росписи, когда стена по высоте делилась на три равные полосы белого, желтого и красного цветов. Иногда вся стена окрашивалась в красный цвет, а в нижней части прямо от пола шла высокая цокольная полоса желтого или белого цвета. Цоколь был прекрасным фоном для мебели и предметов обстановки. Существовал еще один способ росписи стен: имитация кладки из отесанных камней. Полы в греческом доме представляли собой плотно утрамбованную землю, иногда проморенную красным пигментом. Он гармонично сочетался со стенами, в отделке которых присутствовал красный цвет. В богатых домах полы отделывали мозаикой из гальки с добавлением сверкающих кусочков дробленого кварца. Мозаичный контур вокруг наиболее важных видов мебели, например вокруг ложа (клинэ), часто выкладывали галькой.

Римлянин Плиний восхищался умением греков безыскусно, но гениально украсить быт. В своих трудах ученый писал о знаменитом греческом мозаичисте Сососе, который жил и творил в эпоху эллинизма. В то время на Востоке, завоеванном греками, шло бурное строительство городов, а в них — дворцов и домов для знати. В одном из богатых домов города Пергама Сосос выложил мозаикой сюжет на полу, который получил название «Грязный пол». Мастерски выполненная шуточная композиция настолько достоверно имитировала объедки, упавшие со стола, что гости, посещавшие дом, приходили в изумление: им хотелось тут же взять в руки метлу. Другая мозаика, выполненная им в том же доме, была настолько популярна, что ее копировали в течение столетий. На сюжете были изображены голуби, пьющие воду из красивой чаши. Эта мозаика очень нравилась и императору Древнего Рима Адриану (II в. н.э.), поэтому в своей вилле в Тиволи он повелел выполнить точно такую. Греки старались не покрывать краской деревянные детали интерьера, так как любили дерево, его текстуру и аромат, особенно они ценили за это кедр. В домах мебели было немного. Клинэ, на котором спал грек, было высоким и по виду напоминало кушетку. На ложе лежали тюфяк и подушка, набитые шерстью. Чехлы на них выполнялись из декоративной ткани с орнаментом, постель могла быть накрыта аналогичным покрывалом. На клинэ спали, отдыхали, а также возлежали, когда читали и принимали пищу. Во время еды к нему придвигали маленький столик, который назывался трапедза. После приема пищи его задвигали под клинэ. Туго набитая подушка служила хорошей опорой для сохранения полулежачего положения. Надо отметить, что есть полулежа было удобно и физиологически оправдано, так как изгиб тела в этом положении соответствует изгибу и строению желудка, пища в нем не задерживается даже во время длительных и обильных пиров. У греков было много видов сидений — это троны, кресла, стулья и табуреты. В глубокой древности все они имели ножки в виде звериных лап на каблучках, как у египтян. Но гармоничные греки быстро освободились от этой мишуры, создав идеальный по форме и функции стул — клисмос. Это был гениальный образец дизайнерского решения, созданный в глубокой древности. Он настолько органично сочетался с пропорциями и изгибами человеческого тела, одетого в драпированные одежды, что стул и человек казались единым целым. Табуреты были нескольких видов, например бронзовые, на мощных резных ножках, а также очень высокие табуреты с круглыми сидениями, напоминавшие современные барные стулья, и др.

В интерьере всегда присутствовали красивые предметы: краснофигурные и чернофигурные (названы так в зависимости от манеры росписи) амфоры, вазы, блюда из керамики, светильники, оружие, красиво развешанное на стенах, а также драпировки. Но все-таки дом грека, его интерьер был достаточно прост, вернее изысканно скромен. Это не означает, что греки были равнодушны к быту. Просто гармоничная натура грека не терпела излишеств и искусственной красивости. Только так он чувствовал себя в ладу с самим собой и окружающей действительностью. Недаром Перикл, правитель Афин, говорил: «Мы любим красоту без прихотливости». Эти слова наиболее точно объясняют взгляд греков на быт и мир вещей.

А каким был быт и дом римлянина? Римская цивилизация была значительно моложе греческой, и римляне, как дети, восторгались всем, что создали эллины. Но, перенимая их достижения, они пошли значительно дальше, создав роскошные, изысканно-утонченные интерьеры вилл, домусов и богатых инсул (трех-четырехэтажные доходные дома). Для римлян как и для греков, был характерен публичный образ жизни. Их быт был хорошо организован. Инсулы (от лат. insulae — остров), расположенные на окраинах, предназначались для бедных. Но были инсулы и для богатых, с комфортабельными квартирами. Эти квартиры имели большие окна в бронзовых рамах, затянутые крупными кусками слюды. Мраморные подоконники были настолько широки, что на них устраивали мини-садики. Однако большинство богатых римлян предпочитало жить в домусах. Домус состоял из двух половин: приемной (официальной) и семейной (интимной). Центром приемной половины был атриум — помещение со световым проемом в потолке. Точно под ним, в полу, располагался бассейн (имплювий), в котором для нужд дома собиралась дождевая вода. Атриум был нежилым, ритуальным помещением. Там хранились маски умерших предков. Рядом с атриумом располагались небольшие спальни, а также гостиная. Позади гостиной располагался внутренний дворик. Он являлся центром интимной половины дома. Если позволяла погода, трапеза проходила во внутреннем дворике.

Очень знаменит роскошный Золотой дом Нерона, римского императора. Он был построен в 64 — 68-х гг. на Эксвилинском холме (Рим расположен на семи холмах) и назван золотым, потому что имел позолоченный фасад. В доме находилось особое восьмиугольное помещение: зал Октогон. Своды зала украшали мозаики из цветного стекла и золота. Потолок с изображением неба и со светилами мог вращаться подобно небесному своду, для чего в подвале водили по кругу лошадей, а канаты, идущие от их упряжи к потолку, были замаскированы декоративными деталями купола. Октогон имел верхнее освещение. В зале располагался музей с собранием богатейшей коллекции мозаик, фресок и скульптурных произведений. В столовой также был механический потолок из движущихся панелей, устроенный так, что картины на нем сменяли друг друга. Известный художник Фабулл, работая над оформлением интерьера Дома Нерона, использовал широкий ассортимент самых разнообразных отделочных материалов, начиная от золота, порфира и мрамора и заканчивая морскими ракушками. В Древнем Риме модно было оформлять потолки в виде звездного неба. Ученые предполагают, что такие потолки с планетами и светилами были в доме не только Нерона, но и другого императора — Септимия Севера. Механические потолки тоже были очень популярны. В доме Гелиогабала (римского императора III в.) механические потолки в столовой неожиданно раскрывались и из разверзшегося проема лавиной сыпались цветы. Шутка была довольно жестокой. Некоторые из гостей, не сумевшие выбраться наверх, погибали под толщей цветочного слоя.

На примере помпеянских вилл так же можно представить, каким был интерьер жилого пространства, где проживала семья знатного римлянина. Помещения вилл оформлялись очень роскошно. Стены отделывались фресками, а полы — мозаикой. Мебели было не много, но это восполнялось богатой отделкой стен и полов. В Риме выпускалось много литературы и различных руководств, в которых описывались разнообразные виды отделки помещений и декора полов. Описанием интерьеров домов и вилл занимались архитектор Витрувий, писатель, ученый Плиний, историк Светоний и даже поэт Гораций и оратор Цицерон. Римляне в отделке жилья пошли гораздо дальше греков. Полы в их домах были из цветного мрамора, бордового порфира, гранита и обязательно с мозаичными сюжетами, которые имели включения из цветного вулканического стекла. Примером интересного решения отделки полов мозаикой является вилла императора Адриана в Тиволи.

В красивых и просторных помещениях домусов и вилл стояло только самое необходимое: ложа, столы, стулья, табуреты, кресла, скамьи, треножники и канделябры. Небольшое количество мебели восполнялось богатой отделкой стен и полов. Мебель римлян, любивших роскошь, была сильно перегружена декором в виде рельефов, резьбы, бронзовых накладок с орнаментами на военную тему, статуэток, прикрепленных к готовой мебели, а также различных карнизиков, миниатюрных колонн и поясков. Ножка стола могла иметь форму лапы животного, которая вверху у столешницы принимала вид цветка с фигурой человека или зверя, расположенной среди лепестков. Эта эклектическая мешанина из элементов искусства Греции, Египта и др. соответствовала представлениям о красоте любивших излишества римлян. Эклектика — неорганическое соединение разнородных стилей, понятий, часто противоположных принципов, художественных элементов.

А теперь представим, что мы в средневековой Европе периода готики. Храмы готических соборов имеют своеобразные вытянутые вверх силуэты, которые повторяются в очертаниях мебели: стульях, креслах и др.

Перейдем к эпохе Возрождения. Богатые аристократические семьи Италии: Медичи, Фарнезе, Гонзаго и другие возводили гигантские палаццо (дворцы) и импозантные виллы с огромными окнами, оформленными крупным листовым стеклом. Естественный свет ярким потоком заливал помещения, украшенные собраниями картин и скульптурных произведений, резную мебель с обивкой из роскошных тканей, декоративные драпировки, фрески, мрамор на стенах и богато отделанные потолки. Наиболее популярным способом декора стен были фрески. Темы использовались различные: времена года, сцены охоты, бытовые и астрологические сюжеты. Часто стены оформляли вставками из ценных пород мрамора. Оштукатуренные потолки покрывали лепнина и росписи. Однако в венецианских палаццо такую отделку не применяли из-за повышенной влажности. Потолки там были деревянные с красивой резьбой. Вкусы аристократических семей формировал знаменитый архитектор Леон Баттиста Алъберти, автор «Десяти книг об архитектуре». Совершенно очевидно даже из названия, что примером ему служил одноименный труд древнеримского зодчего Витрувия. В эпоху Возрождения резко возрос интерес к античной культуре, считавшейся в те времена образцом для подражания. Помещения дворцов поражали изысканной скульптурностью деталей, богатством по-новому осмысленных античных мотивов и благородством цветовой отделки стен. В оформлении нижних частей стен применялась техника интарсии — это инкрустация из дерева различных пород. Известные виртуозы интарсии тех времен — И.Франчоне и Д. да Вероне. Интарсия была дорогостоящим видом отделки, поэтому ее применяли, как правило, фрагментарно. В период итальянского Возрождения в моду вошли кабинеты — студиоло. Они оформлялись ценными породами дерева и камня. Важными помещениями в итальянских домах стали открытые лоджии. Там размещали большие стационарные или складные столы для трапезы. Лоджии были неотъемлемой частью образа жизни итальянцев, любивших свежий воздух.

В эпоху Возрождения в Италии уже было развито мебельное производство. Известные флорентийские архитекторы братья Бенедетто и Джулиано да Майано были к тому же прекрасными мебельщиками и резчиками по дереву. Это первые известные имена в истории мебельного производства. Их деятельность во многом способствовала расцвету мебельного искусства Италии. Они разработали новые формы мебели и ее декора. Ложе в XV в. было каменным, в XVI в. появились деревянные ложа с балдахинами. Х-образные стулья и кресла были красивы как по внешнему виду, так и по конструкции. Очень популярны были сундуки, напоминавшие по форме древнеримские саркофаги. Они отделывались резьбой, росписью и позолотой. В них хранили приданое невест. В богаых купеческих домах имелись кассапоне — гибрид кресла и сундука. Сидевший на таком кресле мог, приподнявшись, спрятать, например, под сиденье деньги и вновь усесться. Новым изобретением стал также кабинет, прообраз современного секретера. Обивка мебели тканью и кожей с использованием декоративных гвоздей, а также бахрома и кисти были основными средствами оформления мебели. Мебель расписывали известные художники. В отделке применялась также интарсия.

В эпоху барокко (XVII в.), наступившую после Ренессанса, интерьеры дворцов и домов знати стали еще более изысканными. Поистине сказочной была пышность обстановки французского двора в период правления Людовика XIV. Особенно поражал своей красотой и богатством Версальский дворец. Все, что украшало его интерьер, называлось версальскими модами, долгие годы формировавшими вкусы европейских дворов в области декора. Ослепительная роскошь внутреннего убранства создавалась при помощи разнообразной меблировки, а также ковров, гобеленов, драпировок, огромных декоративных ваз, зеркал в декоративных рамах и позолоченной лепнины на стенах. В Версале очень любили гобелены. Сюжетами для них служили сцены из Библии, из жизни короля и государства. Выпускались эти изделия на мануфактуре братьев Гобеленов (откуда и произошло слово «гобелен»), самой известной во Франции. Менее состоятельные заказчики покупали бергамские ковры и драпировки из великолепного генуэзского бархата.

В XVII в. особое декоративное значение приобрели зеркала. В Париже была основана мануфактура по производству венецианского стекла, а затем на ней стали изготовлять зеркала. Огромные зеркала в роскошных резных позолоченных рамах украшали парадные залы и галереи. Предметы обстановки были массивными и сложными по форме. Резьба и роспись мебели включали сюжеты с амурами, грифонами, львами, раковинами, растительными мотивами. В период барокко в мебельном производстве сложился очень своеобразный стиль булъ, получивший свое название по имени его основателя Шарля Буля. Особенно оригинально выглядела такая мебель из черного дерева с накладками из прозрачной черепаховой кости, сквозь которую просвечивал витиеватый рисунок бронзового или медного узора. Модная французская мебель возникла на основе итальянских образцов, так как на королевскую фабрику был приглашен целый ряд мебельных мастеров из Италии. Во Франции начали выпускать первые мебельные каталоги с рисунками, выполненными художниками по мебели Лепотром и Блонделем. В интерьерах дворцов было много предметов из серебра: зеркал, декоративных ваз и др. Особенно много серебряных изделий находилось в опочивальне Людовика XIV в Большом дворце Версаля.

В первой половине XVIII в. барокко сменил стиль рококо. Интерьеры европейских дворцов стали еще сложнее и изысканнее, а декор легче и изящнее.

Необходимо немного сказать о русском интерьере XIX в. Интересен в этом отношении период с 1830-го по 1880-е годы. Закончился этап классицизма с его парадной строгостью и торжественностью. И начался период эклектики, или историзма. В Европе его называли «эпохой Воссозданий». Внимание архитекторов и декораторов, занимавшихся оформлением интерьеров, обращается к стилям различных исторических эпох и восточному искусству. Во дворцах и особняках помещения теперь не делят на парадные и жилые, благодаря чему они стали намного уютнее и комфортнее. В 1830 — 1840-х годах в российской культуре главенствует романтизм. В русском интерьере это время называют Малахитовой эпохой. Мода на этот исключительно красивый камень была связана с находками больших его залежей именно в эти годы. Парадные интерьеры украшались теперь монументальными декоративными вазами и даже мебелью из малахита. Очень красивы были крупные малахитовые вазы, которые получили название вазы Медичи. Они украшались деталями из золоченой бронзы. В 1836 г. в Петербурге архитектором Монферраном был построен Дом Демидовых, в котором один из залов был отделан малахитом. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Малахитовый зал Зимнего дворца — единственный пока существующий образец подобного декоративного решения интерьера. Сегодня в Малахитовом зале экспонируются изделия из малахита 1830 — 1840-х годов, выполненные мастерами камнерезного дела.

В конце 1840-х годов в России зарождается мода на интерьеры в стиле рококо. Декораторы начинают создавать салоны в духе XVIII в. В тот же период появляются «готические» и «китайские» кабинеты, «мавританские» ванные, «восточные» курительные комнаты и много других помещений, выполненных с применением разных стилей. В эпоху историзма выпускалось много различных руководств по убранству интерьеров. Например, в руководстве К.Шрейдера предлагалось танцзал оформлять в греческом вкусе, спальню — в китайском, ванную — в восточном.

Проследив путь развития мебельного и декораторского искусства, можно заметить, что прогресс в этих областях напрямую зависел от требований царствующих особ, предъявляемых как к своему внешнему виду, так и к среде обитания. Все более и более поднимавшаяся планка их притязаний на исключительность, желание всех затмевать и выделяться стимулировала дальнейшее развитие ремесел и создание новых технологий. Если в интерьере, мебели и предметном мире египтян присутствовали формы, напоминающие природные (растительные и животные), то греки, пред-почитавшие в глубокой древности аналогичные формы, пошли гораздо дальше египтян. В формообразовании мебели проявилось стремление греков к простоте решений, к поиску чистой линии и рациональной формы, к созданию «умных», функциональных вещей. Их столы, ложа и особенно стулья (клисмосы) — это предшественники современных образцов дизайна. Они удобны, практичны, но и красивы, элегантны, органично вписываются в человеческую среду. Инженерно-конструкторская мысль римлян усовершенствовала изобретения греков. Мебель римляне снабдили пустотелыми ножками, внутри которых находились стержни, благо-даря чему можно было регулировать высоту, например, напольных светильников и прикроватных столиков, ведь ложа у римлян были высокими. Римляне придумали удобный переносной столик — треножник, который при перемещении по жилому пространству держали за ручки, прикрепленные шарнирами, при этом с него не падали предметы, ведь столешница с оградкой выступала в роли корзинки. Тем не менее изобретательные римляне не стремились к единству функционального предназначения и внешнего вида. Жившие в роскоши и любившие излишества, они так и не смогли отказаться от украшательства мебели декоративными деталями. Четко выраженная, не скрытая декором конструкция, чистая линия не подходили римлянам с их стремлением к избыточности. Тем не менее греки и римляне — это великие конструкторы и дизайнеры древности. Именно их достижения способствовали развитию итальянского мебельного и интерьерного искусства в эпоху Возрождения, а затем и всего европейского в последующие века.

ВЕДУЩИИ ДИЗАЙНЕРЫ XX В.

Арне Якобсен, классик дизайна и архитектуры XX в., родился в Копенгагене в 1902 г. Творчество Якобсена популярно не только в Дании, но и во всем мире. Во французской энциклопедии Ларусса (а это солидное издание) о нем говорится: «Родился в Копенгагене в 1902 г. Его творчество отличается завидной чистотой стиля». Великий архитектор был также и великим дизайнером по созданию интерьеров, мебели и предметного мира (аксессуаров). В 1951 г. Якобсен создал серию кресел под названием «Муравей». К началу 1980-х годов их было продано свыше трех миллионов экземпляров. Образец «Муравья» является ценным экспонатом Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея дизайна в Лондоне. Шедеврами мебельного дизайна являются также кресла «Лебедь», «Яйцо» и стулья «Оксфорд», пользующиеся большой популярностью до сих пор. Якобсен был смелым новатором во многих мебельных жанрах и в мире вещей.

Алвар Аалто, финский дизайнер и архитектор, творец поистине универсального дарования, архитектор, дизайнер интерьера и элементов меблировки. Аалто предпочитает использовать в оформлении интерьеров дерево , и он говорит: «Для меня дерево — живой материал, сходный по своей структуре с человеческими мышцами». Первые опыты работы Аалто с деревом относятся к 1920-м годам. После химической и механической обработки дерева дизайнером оно приобретало совершенно новые и неожиданные качества. Конструкции и поверхности становились необычно гибкими, эластичными, прочными, и из них можно было моделировать самые фантастические формы и силуэты . Легкая, изящная мебель А. Аалто стала началом протеста против холодного металла. Дерево — издавна близкий человеку материал, всегда органично существовавший с миром человека (как тут не вспомнить древних греков, их любовь к кедру и дереву вообще). Дерево всегда широко использовали в Финляндии. Но Аалто является открывателем его новых пластических достоинств, с помощью которых он превращал мебель в произведение искусства.

Ле Корбюзье и Оскар Нимейер — два гения архитектуры и дизайна первой половины XX в., о которых уже говорилось в части 1 «Архитектура». Корбюзье изобрел целый ряд вещей, которые стали классикой XX в. Это — сверхэлегантные диваны и кресла в металлически опорной раме, необыкновенно эстетичный и функциональный шезлонг, изобретенный им в 1928 г. и многое другое. Эти предметы обстановки часто используются в современном интерьере, при этом они гармонично смотрятся в интерьерах любого стиля.

Нимейер тоже создавал уникальные образцы мебели, например кресла и табуретки «ON-1» и «ON-2» (ON — инициалы дизайнера). Пластиковые подушки сидений и спинки в кожаных чехлах сочетаются с элегантно изогнутыми хромированными конструкциями из стали. Наклон спинки можно менять. Эти образцы нашли широкое применение в современном интерьере. Большой мастер и талантливый художник О. Нимейер делал все легко и виртуозно. Эскизы интерьеров, сделанные его рукой, показывают, насколько непринужденны линии, следующие за полетом мысли. Эти эскизы — шедевры архитектурной графики.

Дитер Зигер — архитектор, президент Немецкого клуба дизайнеров, классик современного дизайна. Родился в 1938 г. Учился на архитектурном отделении Школы искусств и ремесел в Дортмунде. Занимался архитектурным проектированием и строительством жилых и промышленных зданий в Европе, Америке и Саудовской Аравии, оборудованием судов: парусников и яхт. Привнес в интерьер судов элементы современного дизайна, чем заработал мировую известность. Последние двадцать лет занимается дизайном и оборудованием ванных комнат. Он придумал оригинальные смесители в виде силуэта дельфина и взлетающего лебедя, уже ставшие классикой. Большинство его проектов отмечены высокими международными премиями. А серия предметов для компании «Duravit» включена в коллекцию музея дизайна в Лондоне.

Паскаль Мург, французский дизайнер, родился в 1943 г. Окончил школу им. Шарля Буля и высшую национальную школу прикладных искусств в Париже. В 1960 — 1970-х годах создает большое количество серийной мебели. В 1983 г. получает первую премию на одной из престижных выставок за шезлонг «Аго». В 1984 г. П.Мур избирается Дизайнером года на Мебельном салоне в Париже. С 1985 г. выпускает знаменитую серию «Lune de Argent» (в комплект входят кресло, стол и табурет на одной ножке). 1980-е годы — время грандиозного успеха дизайнера. В 1990 г. П.Мургу за его разработки присуждают Золотую медаль на Мебельном салоне в Париже, а в 1992 г. там же — Гран-при. В настоящее время дизайнер сотрудничает с фирмой «Ligne Roset», оформляет интерьеры бутиков, создает новую мебель.

Пит Харвей — английский дизайнер, создающий необычные вещи в новом стиле благодаря инженерному образованию, увлечению сюрреализмом и Фрейдом. Он черпает свои идеи из аэронавтики, анатомии, применяет в творчестве свои способности в области скульптуры. Его произведения очень разнообразны и оригинальны. Таковы, например, стул «Tongue» (пер. с англ. — «язык») цвета помады Паломы Пикассо, а также стул «ТМ-1» и кресло для общения «Saturn» («Сатурн»).

Рон Арад — дизайнер-авангардист. Смелый и экстравагантный стиль Арада встретил много поклонников среди любителей авангарда. В 1988 г. он создал из нержавеющей стали эксклюзивную партию кресел для двоих — «Big Easy» (пер. с англ. — «очень удобный»), через девять лет на аукционе Кристи в Лондоне их продали за колоссальную цену, что подтвердило талант дизайнера. В современных частных интерьерах стальные диваны и кресла Арада очень популярны. Одна из последних его коллекций — мягкая мебель «Виктория и Альберт».

К сожалению, в России пока нет большого опыта в области дизайна. Ниже приводятся краткие сведения о некоторых российских дизайнерах.

Михаил Филиппов родился в 1954 г., окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. В 2002 г. участвовал в лондонской выставке десяти лучших архитекторов России, занимается разработкой интерьеров.

Алексей Козырь родился в 1967 г., окончил МАрхИ, входит в архитектурную группу «Studio ARCH4». В последние годы занимается интерьерами кабинетов. Считает, что «кабинет — это имиджевая вещь» и что, наконец, начинается осознание роли кабинета. Считает важным вид из окна офиса. Его идеи воплощены в интерьере кабинета руководителя в офисном здании на Красной Пресне. «Часы, ботинки, кабинет — вещи одного порядка. Они дают представление о статусе владельца», — считает А. Козырь.

Алексей Розенберг — член Московского архитектурного общества, кандидат архитектуры, более двадцати лет занимается частной практикой. Разрабатывал интерьеры офисов «Бона-банка», рекламного агентства «Дарси» и частного жилья.

Дмитрий Величкин (профессор МАрхИ) и Николай Голованов (доцент МАрхИ) — члены Московского архитектурного общества, совладельцы «Архитектурно-художественных мастерских Д.Величкина и Н.Голованова». Успешно работают в сфере дизайна интерьера, разрабатывают интерьеры для частных заказчиков.

СОВРЕМЕННЫЙ РАЗРАБОТКИ В ОБРАСТИ ИНТЕРЬЕРА

В Санкт-Петербурге в 2000 г. было завершено строительство клуба под названием «Метро». Интерьеры всех этажей клуба оформлены в стиле хай-тек. Интересно решен третий этаж, представляющий собой довольно длинное и неширокое помещение, похожее на станцию метро. Впечатление усиливается благодаря тому, что пространство поделено на отсеки, оформленные металлическими полуарками. Эти металлические конструкции вносят в интерьер какое-то особое «техногенное» очарование. В зале находится барная стойка, отделанная по краю хромированной тру-бой, присутствуют трубы, арматура и мебель, включающая в себя элементы из стекла и металла. Автором этого оригинального интерьера является молодой дизайнер Михаил Пинчук.

Еще один пример оригинального использования возможностей стиля хай-тек — офисное здание во Франкфурте-на-Майне, архитектор Франк Шеффер. Здание треугольной формы имеет двойной стеклянный фасад с прозрачной и плоской крышей и внутренний двор — атриум. По внутреннему периметру здания располагаются офисные помещения, связанные друг с другом прозрачными лифтами и переходами. Внутренние стены и перегородки помещений также прозрачны. Блаконы и зимние сады являются местами отдыха и общения сотрудников. Геометризм форм, сияющая прозрачность поверхностей, холодная логика конструкций создают гармонию света, сияния, чистоты и порядка.

Говорят, что минимализм «холоден» так же, как хай-тек. Но сколько очарования таится в таком интерьере, лишенном нагромождения ненужных деталей, нарушающих гармонию пространства. В центре Москвы, в ее замоскворецкой части, в одной из частных квартир российским дизайнером Амалией Тальфелъд был разработан и осуществлен необычный по эстетическим средствам выражения интерьер в стиле минимализма. Войдя в квартиру, мы попадаем в прихожую, пол в которой сделан из португальского известняка кремового цвета. Он гармонично сочетается с белизной стен и потолков со скрытым освещением. Кстати, подоконники в квартире тоже из известняка. Из прихожей попадаем в гостиную. Камин органично вписан в ее интерьер, так же как японский садик с маленьким водоемом. Стеклянные полупрозрачные раздвижные двери-перегородки, напоминающие японские ширмы, позволяют изменять размеры и вид гостиной, то отгораживая, то объединяя ее с кабинетом. Изысканные формы интерьера имеют спокойную, благородную гамму цветов: серый, белый, черный, шоколадный, кремовый. В доме очень стильная мебель. Это диваны, кресла и шезлонг дизайна Ле Корбюзье, в оформлении которых преобладает блеск металла и матовость черной обивки из кожи. Ковер на полу гостиной напоминает японскую циновку, его цвет органично перекликается с цветом пола. Словом, неприхотливая, но изысканная простота. Как тут не вспомнить Грецию и слова Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости...». Первыми минималистами были греки: они очень ценили простоту и гармонию внутреннего пространства. Дизайнеры-минималисты считают, что в подобном интерьере активно «работает» зелень и часто устраивают там японские сады или помещают крошечные деревья — «бонсай».

В искусстве дизайна интерьера всегда впечатляют оригинальные идеи, новаторство. В публикации «Архитектура» рассказывалось о деятельности Фрэнка Оуэна Гери, построившего в Бильбао Музей им. Гуггенхейма из титана. Этот архитектор-деконструктивист, используя виртуальные компьютерные технологии, создает и блестящие образцы интерьеров в духе сюрреализма (от франц. surrealisme — сверхреальный, над реальностью). Интерьер одного из кафе в Нью-Йорке, выполненный Гери с применением стекла и необычных сюрреалистических деталей в виде криволинейных плоскостей, поражает воображение нормального человека.

Говоря о сюрреалистическом интерьере, необходимо хотя бы немного рассказать о том, какие интерьеры и предметы окружали испанского художника Сальвадора Дали, главного сюрреалиста XX в. Каким представлял себе идеальный уют и эстетику внутреннего пространства своих домов великий мистификатор прошлого века? В его многоуровневом доме в каталонском селении Порт-Лигат слились воедино все истинные пристрастия художника. Большой интерес представляет знаменитый Овальный зал, где Дали принимал самых важных гостей. Здесь было необычное эхо, которым гордился художник. На верхнем этаже находилась спальня маэстро, она выдолблена в толще скалы. Сюда, отразившись в лабиринте зеркал, проникал первый луч восходящего солнца. «Из всех испанцев я первым наблюдаю восход солнца», — говорил художник. Неповторимый мир самого загадочного и эксцентричного художника XX в. очаровывает, обволакивает ощущением причастности к великому и необычному. Сам Дали говорил о себе: «...Все, что связано с моей персоной и с моей жизнью, уникально и изначально отмечено печатью избранности, цельности, яркости». Всю жизнь он с болезненным упорством старался привлечь к себе внимание, оставаясь экстравагантным и неповторимым во всем: в живописи, поэзии, быту. Жизнь Дали — это бесконечный спектакль, который нуждался в фантастических декорациях. Художник имел еще дом в испанском городе Фигерасе. Этот дом называют театром-музеем, и он также является ярким воплощением амбиций своего хозяина. Он располагается в перестроенном после бомбежки муниципальном театре Фигераса. Дом стал последним прибежищем Дали. Его гробница находится здесь посреди главного зала. Каждое помещение в этом доме изобилует предметами с загадочным смыслом, например комната Мэй Уэст, легендарной актрисы, секс-символа 1930-х годов. Диван-софа цвета ее помады выполнен в форме губ знаменитой дивы, камин — в форме носа, а глаза-картины на стене завершают портрет знаменитости. Мягкие часы, позолоченный скелет орангутанга, окно, вмонтированное в живот верблюда, башни из работающих телевизоров, колонны из автомобильных шин и другое сюрреалистическое великолепие можно увидеть здесь. Театр-музей в Фигерасе стал театром тщеславия «гениального безумца». Еще одну знаменитую недвижимость Дали купил для жены. Это — Замок Галы в местечке Пубол близ Фигераса. Его интерьер также поражает экстравагантностью. В Замке, представляющем собой архитектурное наследие Средневековья, супруги устроили тронный зал. Как можно было обойтись без него «королю», главному герою самого фантастического спектакля в искусстве XX в.?

Сегодня в дизайне интерьера, как и в дизайне одежды, существует определенная свобода, позволяющая создавать интересные проекты, используя самые разнообразные средства и стили, сочетать, казалось бы, несовместимые вещи и понятия. Конец XX в. подверг испытаниям достижения культуры. Эклектичность, эпатаж в оформлении интерьеров особенно характерны для богемной публики, художников и артистов. Именно в таком духе был оформлен последний дом знаменитого кутюрье Джанни Версаче в Нью-Йорке в 1997 г. Дом находится в одном из самых респектабельных районов этого города, где живут знаменитости. Его интерьер впервые не был отделан так, как в прежних домах Версаче, которые оформлялись на манер античности. Дом на 64-й улице Нью-Йорка стал полной противоположностью. Здесь проявилась эклектика в самом буйном своем проявлении, ведь Версаче пригласил оформлять свой дом представителей разных направлений искусства и дизайна. Художник Джулиан Шнабель выполнил несколько картин, а также эскизы некоторых видов мебели и кроватей. В спальне маэстро стоит позолоченная кровать, в прошлом принадлежавшая Элтону Джону. Она тоже сделана по эскизам Шнабеля. На стене, у изголовья кровати, изображен сюжет «Рай», выполненный в авангардной манере, принадлежащий кисти все того же Дж.Шнабеля. Рядом с кроватью — старинные вазы, столы и кресла в духе античности. В других комнатах есть картины Пабло Пикассо, а также граффити, созданные талантливым художником Жаном Мишелем Баския, и почти мистический портрет Джанни Версаче, сделанный из кусочков разбитых тарелок. Согласно народной примете склеивать разбитую посуду — плохая примета. Портрет из разбитых тарелок стал последним прижизненным портретом Версаче...


Автор материала:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О материале:
Дата добавления: 05 Май 2013 в 19:41
Материал просмотрен: 3966 раз
Категория материала: Профессии
К материалу оставлено: 0 комментариев

Всего комментариев: 0
Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться и войти на сайт
Победы сайта
Все победы сайта: здесь.
Архив медалей: здесь.

Победитель международного конкурса в номинации 'Лучший сайт педагога 2018'
Сертификат
Сертификат на никнейм Звуки Красок, зарегистрирован на zvukrasok.ru
Полезное
Наш дневние на Dnevnik.Ru
Сайт нашей Школы №32
Справочник
Полезная информация по работе с сайтом и материалами собрана в нашем справочнике.
Прямая линия
Возникли вопросы? Появились пожелания? Специально для вас работает наша прямая линия.
Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0