Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Графика

02 Окт 2013

Графика — это вид изобразительного искусства, включающий рисунки, гравюры, книжные, газетные и журнальные иллюстрации, шрифты, плакаты и многое другое. Graphike в переводе с греческого означает «рисунок», «чертеж». Графика считается самым древним видом изобразительной деятельности, а рисунок — главнейшим среди ее видов. Рисунки пастелью, тушью, карандашом, фломастером, пером, палочкой, сангиной, углем и многими другими материалами и средствами как виды художественных произведений представляют большой интерес. Вместе с тем, наслаждаясь красотой произведений графики, мы понимаем, что художник-график в отличие от живописца пользуется очень скупыми средствами выразительности, его произведения, преимущественно лишенные цвета, способны отразить реальную картину жизни, хотя и несколько условно.

Рисунок

Долгое время рисунок считался как бы промежуточной, подготовительной стадией работы художника над крупным произведением: картиной, скульптурной композицией, шпалерой или фреской. Шпалера — настенный ковер, украшенный сюжетной композицией или орнаментом (подробнее см. «Декоративно-прикладное искусство»). В эпоху Возрождения рисунок стал самостоятельным видом изобразительного искусства. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти активно занимались рисунком и другими видами графики. Большое значение придавал рисунку прекрасный французский художник XIX — XX вв. Анри Матисс, также оставивший большое графическое наследие потомкам.

Ранее уже говорилось о том, насколько многогранным художником был Леонардо да Винчи. Многие исследователи отмечают, что Леонардо считал цвет не главным в живописи, где, по его словам, «царят свет и тень». Он изобрел особый живописный прием, называемый им сфумато (от итал. sfumato — исчезнувший, как дым), благодаря которому он в своих работах «растворял» изображения в дымке размытых полутеней. Возможно, этот факт приоткроет нам причину его пристрастия к графике, где цвет является подчиненным элементом композиционного решения. Известно, что еще ребенком Леонардо прекрасно рисовал. В двенадцатилетнем возрасте, интересуясь природным миром, он сделал много зарисовок растений, которые воспроизвел с удивительной точностью и в то же время с той характерной прелестью, которая свойственна цветам и травам. Уже в детстве Леонардо удивлял отца и близких умением грамотно и красиво рисовать. Когда он изобразил дракона на крышке одной из своих коробок, отец понял, что мальчика надо отдавать учиться художественному ремеслу. С четырнадцати лет Леонардо стал обучаться у известного флорентийского художника Вероккио, который создал многих знаменитых мастеров эпохи.

Леонардо относился серьезно ко всякому делу в своем творчестве. Начиная работать над картиной, он делал много подготовительных эскизов карандашом либо сангиной — мелком красно-коричневого цвета. Сохранилось огромное количество рисунков, выполненных мастером в разной технике. Особенно прелестны зарисовки женских головок для будущих образов мадонн, святых, либо в виде самостоятельных произведений. Это «Голова девушки» , выполненная карандашом, набросок головы молодой девушки, выполненный сангиной, а также эскизы головы ангела и ребенка к картине «Мадонна в гроте» Образы эти чисты и ангельски трогательны. Художник даже в эскизах и зарисовках выступает в роли психолога. Каждый из этих рисунков — шедевр, трогающий самые нежные струны в душе зрителя.

В 1503 г. Сеньория города Флоренции поручила Леонардо разработать эскизный вариант (на картоне) росписи стены для зала Великого Совета во дворце Сеньории. Сюжет для будущей фрески «Битва при Ангиари» должен был увековечить победу флорентийцев в одной из междоусобных битв 29 июня 1441 г. На нем художник должен был показать не просто битву, но и ряд эпизодов из нее. Однако Леонардо не хотел изображать «гимн войне». Он решил показать ярость схватки, азарт, одержимость людей в минуты, когда в них пробуждается все самое худшее. Сохранились его подготовительные рисунки пером . Особенно драматичен сюжет, в котором показана схватка за знамя. Картон с эскизными зарисовками будущей фрески поражал великолепием мастерства художника: мчались кони, всадники «вросли» в тела животных, все сплелось в клубок ожесточенной ярости и страсти.

Аналогичный заказ получил и Микеланджело. Его сюжет на картоне для фрески «Битва при Кашине» был трактован совершенно по-другому, хотя и не менее гениально. Микеланджело, будучи мастером изображения пластики мужского тела, делал много зарисовок с физически крепких натурщиков. Это пригодилось ему в работе над картоном.

В отличие от Леонардо Микеланджело показал не сцену боя, а момент тревоги. Прозвучала труба, и обнаженные воины, купавшиеся в реке, стремятся как можно быстрее выбраться на берег, одеться и встать в строй. В этом произведении художник продемонстрировал сознание долга и готовность его исполнять. Но какими великолепными средствами он этого добился, изобразив множество мужских тел в разных ракурсах, движениях и позах! Картоны были выставлены для всеобщего обозрения и обсуждения. Восторг зрителей вылился в знаменитую фразу современников о том, что оба картона — это «школа для всего мира».

Автопортрет Леонардо да Винчи, сделанный им в зрелом возрасте, также представляет собой шедевр рисовального искусства. Проницательный взгляд, мудрость и какая-то отрешенность гения говорят о том, что он далек от суеты и славы, а ум его отягощен раздумьями о величии мира и природе человека.

Последние три года жизни Леонардо да Винчи провел во Франции в качестве придворного художника. Его могучая личность, несмотря на болезни, боролась с наступлением старости. Он уже не создавал больших работ, а все больше рисовал или выступал в роли консультанта. Сохранились сделанные им в то время рисунки. Большая часть из них — изображение природной стихии: ураганы, ливни, катаклизмы. В графическом наследии Леонардо да Винчи много эскизов, пейзажей, зарисовок, больших картонов.

А Микеланджело намного пережил и Леонардо, и Рафаэля и создал еще множество прекрасных графических произведений.

Гравюра

Gravure в переводе с французского означает «вырезать». Если рисунок является произведением уникальным, эксклюзивным, так как выполняется художником в одном экземпляре, то гравюра позволяет воспроизводить рисунок художника в большом количестве экземпляров, т.е. тиражировать его, ведь гравюра представляет собой один из видов печатной графики. Гравюра — это оттиск на бумаге с печатной формы, на которой нанесен рисунок. Печатной формой может служить поверхность металла, дерева, линолеума. Рисунок на ней выполняется специальными резцами (штихелями), либо вытравливается кислотой (если изображение нанесено на металл). В зависимости от обработки печатной формы и способа печати различают два вида гравюры, а именно выпуклую и углубленную.

Выпуклая (так называемая высокая печать) получается, когда на выступающую часть вырезанного на доске рисунка валиком наносится краска, а затем делается оттиск на бумаге путем сильного придавливания. Доска должна быть из твердых пород дерева: груши, пальмы, самшита. Рисунок может быть выполнен в любой технике: карандашом, пером, кистью. Затем то, что должно быть на оттиске белым, удаляется штихелем. Все остальное покрывается краской, а потом делается оттиск. К выпуклой гравюре относят ксилографию (когда поверхность для оттиска деревянная) и линогравюру (в данном случае рисунок вырезается на линолеуме).

Углубленная гравюра (глубокая печать) выполняется с помощью металлической пластины, на которую наносят рисунок резцом, иглой или вытравляют кислотой. При этом краска забивается тампоном в углубления, а выступающая поверхность пластины остается чистой, сверху накладывается увлажненная бумага. Печать производят на станке, давление должно быть сильным, чтобы бумага вошла в углубления и впитала краску. Гравюра по металлу называется офорт.

Литография — разновидность гравюры, выполненная на специально обработанном камне. Литография — вид плоской печати, ее изготовление не связано с процессом гравирования. Слово «литография» произошло от двух греческих слов: lithos — камень и grapho — рисую, пишу. При выполнении литографии на поверхность камня специальным (жирным) литографским карандашом наносится рисунок, затем поверхность протравливают кислотой, которая взаимодействует с поверхностью, не покрытой рисунком. Рисунок же остается. Затем на поверхность наносится типографская краска, которая хорошо пристает к рисунку, но совершенно не взаимодействует с вытравленными местами. Литография обладает такими достоинствами, как глубокий черный тон, бархатистая текстура линий, возможность печатать большими тиражами недорогие оттиски.

Гравюра и литография были особенно распространены до изобретения фотографии. Цветные гравюры, впрочем, как и однотонные, служили важным средством пропаганды искусства. Наиболее ценными являются первые оттиски с работы художника, но и остальные тиражи ценны, так как художники уходят из жизни, а их гравюры всегда можно воспроизвести благодаря печатному станку. Репродукции картин великих мастеров прошлого, выполненные в виде гравюр, приобретались многими художественно образованными людьми. Известно, что А.С.Пушкин впервые познакомился с произведением Рафаэля «Сикстинская мадонна», рассматривая гравюру, репродуцирующую знаменитую картину. И был восхищен.

В XVIII в. модно было формировать альбомы с коллекциями гравюр по картинам известных художников. Эти произведения репродукционного искусства в виде цветных гравюр по меди распространялись по всей Европе. Например, с картин Рубенса, посвященных жизни королевы Франции Марии Медичи, двумя художниками Жаном Батистом Натье и Жаном Марком Натье были выполнены рисунки для гравюр. По этим рисункам известные королевские граверы Ж.Эделинк, Б.Пикар, Г.Дю-шанж и др. создавали гравюры на меди. Поэтому на графических листах с такими репродукциями всегда стоят три фамилии: автора картины, художника, сделавшего маленькую графическую копию, и художника-гравера. Например, репродукция картины Рубенса «Высадка королевы в Марселе», где Мария Медичи сходит с корабля на берег, выполнена художником-гравером Г.Дюшанжем по рисунку Ж. Б. Натье.

Прекрасными граверами по металлу были Дюрер, германский художник эпохи Возрождения, Рембрандт — голландский художник XVII в., испанский художник XVIII — XIX вв. Гойя, французский художник XIX в. Доре. В XVIII в., во время правления Петра I, в России шли грандиозные преобразования и реформы. Художники А.Ф.Зубов, И.А.Соколов и др. создавали графические листы, в которых рассказывалось о деятельности Петра I и о наиболее важных событиях в жизни России.

Книжная графика — обширное поле деятельности художника-гравера. В России в советский период творил замечательный книжный график В.А.Фаворский. Мировую известность он приобрел как гравер по дереву (гравер-ксилограф), он создал огромное количество уникальных по выразительности и мастерству иллюстраций к книгам А.С.Пушкина, П.Мериле, к «Слову о полку Игореве» и другим произведениям литературы.

Материалы и инструменты живописца и графика

Какими материалами пользуется живописец-станковист? Это — холст, бумага, дерево, картон — основа, на которой создается произведение, а также разнообразные краски, тушь, карандаши и т.д. Холст — самая популярная основа для живописи маслом. Холст натягивается на подрамник, который должен быть легким, прочным и долговечным. Грунт — это тот состав, которым покрывают холст перед работой масляными красками. Кисти и мастихины — инструменты, которыми работает живописец, а краски — главное средство для создания картины. Все краски состоят из красочных пигментов и вяжущих веществ. Масляные краски, например, имеют специальный связующий состав из способных высыхать масел. Темпера — это краски на эмульсиях. Акварель и гуашь — это водорастворимые краски. Разбавителями красок могут быть различные вещества в зависимости от их состава. Акварель создает «прозрачную» живопись, а гуашь — матовую, бархатистую, так как это кроющая, непрозрачная краска.

Инструментами для нанесения красок являются кисти и бронзовые приспособления, напоминавшие мастихины. Для занятий живописью нужна палитра. Это дощечка с отверстием для пальца, на которой смешивают краски. Для живописи маслом она может быть выполнена из фанеры, тонкого металла или другого легкого материала. Для акварели палитра должна быть белого цвета, например фаянсовая. Перед работой живописец накладывает краски на палитру: от светлого к темному. От чистоты палитры зависит цветовой тон, полученный путем смешивания красок. Палитру очищают мастихином, им же удаляют с холста излишки краски. Некоторые художники используют мастихины вместо кистей.

Помещение картины в раму — последний этап в работе живописца. Любая картина должна иметь достойное обрамление. Подобрать или изготовить подходящую раму для картины — задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Сюжет, фактура, идейное содержание, манера исполнения, колористическое решение и многое другое влияет на выбор рамы. Материалы для графических работ отличаются от живописных. Это — карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, тушь, однотонная акварель, фломастеры.

Карандаш. Мы привыкли, что это удобная вещь в любой художественной работе. А ведь обычный графитный карандаш появился не так давно, в XVIII в. Чем же рисовали раньше, например в эпоху Возрождения? Тогда существовали серебряный и итальянский карандаши. Вернее, карандаш серебряный назывался металлическим, потому что мог быть не только серебряным, но и свинцовым и даже золотым. Металлический карандаш, известен с XIII в. Он представлял собой металлическую оправу в виде рейсфедера, в которую вставлялся стержень из золотой, серебряной или свинцовой проволочки.

Итальянский карандаш, известен с XIV в. Он дает глубокий черный тон и напоминает уголь, так как стержень для него делают из жженой кости на растительном клее либо из копоти. Есть разновидность итальянского карандаша под названием ретушь. Итальянский карандаш всегда был популярен у художников.

Пастель — это мягкие цветные палочки-карандаши (мелки). Их изготовляют из пигментов и связующих веществ с обязательным добавлением мела. Пастель дает нежные оттенки разного цвета. Ее используют как живописи, так и в графике. Пастелью хорошо работать по шероховатой оверхности: зернистой бумаге, картону, грунтованному холсту. Интеесные работы получаются на цветной тонированной бумаге.

Сангина — очень красивый, выразительный материал в виде палочек-карандашей красно-коричневого цвета различных оттенков. Sanguineus 1 переводе с латинского означает «кроваво-красный». Сангиной, как и пастелью, приятно работать по шероховатой бумаге, в том числе по тониюванной. Бумагу можно тонировать, например, раствором чая, создавая ффект «старой бумаги». Особенно хороша такая бумага для выполнения рафических работ рыжей сангиной в сочетании с углем и мелом.

Этим материалом работали многие старые мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рубенс, Тициан, Ватто, русские художники XIX в.

Фломастеры — карандаши с внутренним мягким стержнем, прописанным красящим составом, тоже удобны в работе, дают прекрасные линии, штрихи и красочные пятна и предоставляют художнику богатые декоративные возможности в работе.

Уголь — очень популярный материал у художников в виде тонких черных палочек, полученных путем обжига древесины.

Тушь — жидкость черного цвета, которую получают из сажи, копоти нa клеящих и других веществах. Китайская тушь — это сухой брикетик (или палочка), который растирается о влажную шероховатую поверхность, полученный состав разводят водой и процеживают, после чего приступают к работе. Японцы в такую тушь добавляют ароматизаторы. Приятно получить от художника в подарок работу, которая к тому же и благоухает. Считалось, что и сам художник, вдыхая ароматы в процессе работы, тоньше чувствует и ощущает красоту.

Восковые краски в древности были популярны у греков и римлян. Живопись восковыми красками — это «горячая» живопись, при которой и краски, и основу нагревают. Инструментами для нанесения красок были кисти и бронзовые приспособления, напоминавшие, видимо, мастихины. В XX в. к технике энкаустики возник серьезный интерес, однако технология ее была утрачена.

Сегодня московские художники В. и Т. Хвостенко занимаются этой живописью, применяя свои технологии и частично восстановленные древние рецепты.

Кроме кистей и мастихинов художники пользуются пером. В старину рисовали птичьими перьями. Для этих целей использовали гусиные, вороньи, лебединые, павлиньи и перья других птиц. Многие художники и сегодня работают птичьими перьями. Раньше, когда птичьи перья использо¬вались и как пишущий предмет, ими пользовались ежедневно, а техника рисования ими была распространена. В России дворяне давали своим детям многостороннее образование, в том числе графические и живописные навыки. Лермонтов хорошо владел акварельной техникой, а Пушкин увлекался графикой. Огромное количество набросков выполнено было им с помощью пера и туши.

Тростниковое перо тоже дает богатые выразительные возможности. Тростник в диаметре значительно больше, чем птичье перо. Поэтому он затачивается с боковыми срезами. Соломенные (более хрупкие), металлические перья и деревянные палочки с закругленным и распиленным концом дают разные по толщине линии, разную насыщенность их тушью и разнуютекстуру. Они — для опытных художников. Исправления в работе такими инструментами невозможны.

Советы выпускнику

Ты выбрал профессию художника? Тогда ты должен знать, что скульптор, живописец и график занимаются уникальной деятельностью. Художник должен иметь талант и призвание, а также соответствующее его деятельности образование. Художники, получившие высшее художественное образование, создают художественные произведения, некоторые из которых пополняют коллекции крупных музеев страны. Они участвуют в различных престижных выставках. Художники имеют мастерские. Мастерская художника — его творческая обитель. На первый взгляд жизнь большого художника напоминает праздник: выставки, вернисажи, премии, конференции, презентации, звания, известность. Частично это так. Но это только внешняя сторона. Жизнь художника — это непрерывный творческий процесс. Художник — натура постоянно ищущая, душа его напряженно работает в течение всей творческий жизни. Российский художник, достигнув определенных творческих успехов, становится членом Союза художников России. Эта творческая общественная организация оказывает содействие художникам в их профессиональной и выставочной деятельности, в их популяризации; она также предоставляет художникам определенные льготы, в том числе организовывает командировки за рубеж, поездки в творческие дома отдыха.

Прикоснуться к творческой профессии художника можно занявшись педагогической деятельностью. Если ты поступишь в любой педагогический вуз на специальность «Изобразительное искусство и черчение», то ты можешь после его окончания не только преподавать рисунок, живопись и черчение, но также, обретя в вузе навыки и умения, полностью уйти в творчество, создавая картины и гравюры.

Теоретические знания по изобразительному искусству можно получить в вузе, поступив на специальности «Искусствоведение», «Культурология», «История и теория изобразительного искусства», например в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Они есть практически во всех институтах культуры и университетах. Есть также специальности «Музеология» (в Московском государственном университете) и «Музейное дело и охрана памятников» (в Московском государственном университете культуры и искусств). Получив диплом специалиста по любой из этих специальностей, можно работать в музее в качестве директора, научного сотрудника, главного хранителя, искусствоведа, а также в учебном заведении — в качестве преподавателя истории изобразительного искусства, культурологии и т.д.

Театральный художник — еще одна необыкновенно интересная специализация. Театрально-декорационное искусство связано с оформлением сцены и созданием костюмов для героев постановок. Театральные художники участвуют также в создании кинофильмов, оформлении эстрадных и цирковых представлений. Их искусство зрелищное, оно рассчитано на миллионы зрителей, и потому деятельность таких художников очень ответственна. Эту профессию ты можешь получить в Российской академии театрального искусства в Москве, в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и др. (см. справочник для поступающих в вузы). Профессия востребована и престижна. А. Васильев, который давно уже стал художником с мировым именем, более десяти лет успешно работал в Европе и США.

«Народное художественное творчество» — выпускников данного направления тоже готовят университеты, академии и институты культуры.

Для поступления в любое художественное учебное заведение ты должен иметь художественную подготовку и, помимо огромного трудолюбия, обязательно способности к этому виду творчества. Спрос на профессию художника на рынке труда различен в зависимости от специализации. Художник-монументалист — профессия редкая, уникальная, поэтому вузы не выпускают «отряды» монументалистов. Обычно в год такой диплом получает всего несколько человек. Однако этого достаточно даже для такой большой страны, как Россия.

Художник-график, окончивший полиграфический институт (университет), найдет применение своим способностям в книжной графике, в создании открыток, упаковок, плакатов. Спрос на таких художников значительно больше. В стране много издательств, полиграфических комбинатов, которым нужны хорошие художники. Зарплата таких художников высокая, так как они создают эксклюзивные рисунки, идущие потом в массовую печать.

Учитель рисования и черчения в школе — всегда востребованная профессия. Даже сегодня встречаются школы, в которых эти дисциплины ведут люди без специального образования.

Художник-живописец, занимающийся исключительно творчеством, в своей мастерской создает картины не только для выставок и вернисажей, но и для продажи. Художественно образованные люди, а также организации и фирмы покупают живописные произведения для украшения интерьера и для коллекций. Музеи и галереи также покупают картины у художников, пополняя ими свои фонды.

Практически во всех городах есть выставочные залы, художественные салоны и лавки местных отделений Союза художников России. В этих местах продаются картины художников, работы скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Картины и работы продаются также на аукционах. Сейчас спрос на подлинники, авторские произведения велик. Наше общество значительно выросло в области художественной культуры. Большинство людей хотят иметь у себя дома настоящее произведение искусства, будь то портрет, натюрморт на холсте, эстамп или камерная работа акварелью.

Художник-монументалист выполняет уникальные заказы. Размеры его гонораров велики. Если заказов много, то он очень обеспеченный человек. Однако это не мешает ему параллельно заниматься продажей станковых произведений или осуществлять педагогическую деятельность.

Художник, как и любая творческая личность, в своей деятельности не связан рамками своего города или страны. Многие зарубежные музеи и частные лица охотно сотрудничают с нашими художниками, а также приобретают их работы Ценность профессии художника среди других, «обычных» профессий — в ее исключительности, эксклюзивности. «Мода на профессию» — так о древней профессии художника, пожалуй, не скажешь. Талантливый художник — личность вне моды и времени. Его творчество — олицетворение и воплощение вечных ценностей и вечных понятий.

И в заключение о здоровье: должен ли художник обладать хорошим здоровьем?

Работая с красками и растворителями, надо помнить о вероятности аллергических реакций. На традиционные материалы, используемые в работе, аллергия, как правило, встречается редко. Но в последние годы появились новые пигменты, растворители, связующие вещества и готовые краски, и поэтому стоит подумать об индивидуальной реакции организма на химический состав и запахи красок. Работая с красками в аэрозольной упаковке, также необходимо помнить о мерах предосторожности. Большим предостережением не в пользу выбора профессии художника является дальтонизм, наличие которого, конечно же, проявится уже на вступительных экзаменах.

Теперь о требованиях к профессиональной деятельности. Например, в деятельности учителя изобразительного искусства к таким требованиям относятся знание истории и теории изобразительного искусства, основ педагогического мастерства, психологических основ педагогической деятельности и др.

Требования же, предъявляемые к искусствоведу или художнику-живописцу, иные. Здесь надо быть грамотным специалистом в области цветоведения, композиции, возможностей живописной техники и др.

Хочешь ли ты стать живописцем? А может, тебе нравится работа художника-графика, книжного графика? Или мечта всей твоей жизни создание монументальных произведений? Хочешь ли ты стать искусствоведом, работником музея?


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 02 Окт 2013 в 12:31
Категория: Профессии
Просмотрено 3775 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 230
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21