Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

А.С. Питерских. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Театральное искусство и художник

12 Янв 2014

Этот материал адресован прежде всего учителям, преподающим курс "Изобразительное искусство" в 8 (9) классе общеобразовательных организаций по программе "Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы", но может быть использован педагогами, работающими и по другим программам (если в них затрагивается проблематика визуально-зрелищных искусств), руководителями художественных студий и коллективов дополнительного образования, а также родителями и всеми, кого интересует построение процесса современного художественного образования. 

Первая учебная четверть в 9 классе посвящена визуально-зрелищной стороне искусства театра, которое рассматривается как модель любого синтетического искусства, т.е. искусства, использующего в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. 

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств. Театр - искусство коллективное. Спектакль — это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей.

Зримый облик спектакля воплощается режиссером и художником в игре актеров и в оформлении сцены. Если на сцене стоят декорации, ярко горит свет, играет музыка, а актеров нет, то как вы понимаете, нет и спектакля. Потому что актер - основа театрального искусства и носитель его специфики. Через него, благодаря ему оживает текст пьесы и декорации, воплощаются замыслы режиссера и художника. Режиссер и художник - помощники актера,но они не обслуживают актера, а направляют его творчество. Они определяют суть и форму всего спектакля. И не только спектакля. часто искусство художника определяет лицо всего театра, как в прошлые времена это удалось художникам А.Я. Головину в Александринском театре и Д.Л. Боровскому в театре на Таганке. Изучать и понимать творчество художника театра невозможно без понимания сущности театрального искусства. Эта сущность заключается не в разглядывании декораций или вспышек света, а в преображении актера в своего героя, в его перевоплощении, происходящем на наших глазах, здесь и сейчас.

Сердцевина театрального чуда - игра актера, в которую он вовлекает и зрителя. В основе этой игры прежде всего лежат фантазия, воображение и вера. Театральная игра, которую вместе с актером ведет художник, — это сплав правды и условности, "правдоподобие страстей и чувствований" в вымышленных условиях пьесы. На магическом если бы, по выражению К.С. Станиславского, строится все искусство театра. Умение относиться к бутафорской декорации, как если бы это была настоящая стена, и вести себя так, будто ты действительно в замке, - суть актерского искусства.

По этим же театральным правилам действует и художник. Все оформление спектакля оживает и существует только в игре актера, а художник, создавая оформление спектакля, всегда представляет, как в нем будет существовать актер, и учитывать преобразующее свойство актерской игры.

Облик театрального зрелища и драматургия, сценическое оформление и характер актерской игры эволюционирует от эпохи к эпохе, а вместе с ними меняется и театральное здание, его устройство и технология сцены. Поэтому что, все они определяются предназначением театра в обществе, его ролью в жизни человека.

Театр, отвечая на запросы общества в разные времена виделся по-разному и представал в различных ролях. Был храмом, несшим людям духовные и нравственные истины, чтобы, увидев "луч света в темном царстве", люди в зале просветлялись душой. Был театр и кафедрой, подобной университетской, несшей свет познания, ставившей вопросы, как и зачем жить. Служил театр и политической трибуной, боровшейся с социальными язвами и несправедливостью, скрытым и открытым идеологическим орудием. Был театр и мастерской творчества, сосредоточенной на совершенствовании художественного языка сцены.

Сейчас театр существует в самых разных формах, но кроме того, в соперничестве с кино, телевидением, Интернетом. И это отличает его от прошлых времен.

Искусство балагана и скоморохов, трубадуров и гистрионов сменилось более сложной формой зрелища и ушло с площадей в специально построенные для этого театральные здания. Сегодня наиболее распространены два типа театральных зданий: амфитеаторный и партерный.Сценическая площадка, находящаяся внизу и окруженная возвышающимися один за другим зрительными рядами, носит название амфитеатр. В современном амфитеаторном театре сцена и зрители не отделены друг от друга и включены в единое театральное пространство. Такой театр ведет свое начало от древнегреческих и римских амфитеатров. Возникновение партерного, или ярусного театра относится к более позднему периоду развития театрального искусства (V в.). В таком театре специально оборудованное игровое пространство - сцена, или сценическая коробка, - отделено от зрительного зала порталом и занавесом. Зал состоит из зрительных мест перед сценой, называемых партером, и мест на балконах, ярусов, охватывающих зал по периметру и возвышающихся друг над другом, раньше расположение зрителей в зале имело сословный характер.

Чертежное изображение сцены при взгляде на нее сверху (строго перпендикулярно), называется план сцены. План сцены делается в определенном масштабе. Указание М 1:20 означает, что на плане и макете 5см равны 1метру, а М 1:50 - что 2 см равны 1 метру. Каждое театральное здание имеет свою архитектуру, свои размеры и планировку сцены. Художник, располагая оформление спектакля, должен учитывать условия сцены, уметь их "читать" на плане сцены.

Сценическая площадка, на театральном языке - планшет сцены, ограничена стенами, три из которых обычно скрыты от наших глаз кулисами, падугами и задником (так называемой одеждой сцены). Стена перед зрителями, в которой "вырезано" прямоугольное отверстие - "зеркало сцены", через которое мы и видим спектакль, называется портал, а площадка перед ним, несколько выходящая в зрительный зал, - авансцена, или просцениум. Сцена оборудована самыми разными механизмами, помогающими освещать и менять декорационное оформление, например, поворотный круг и штанкеты (металлические трубки), поднимающие и опускающие прикрепленные к ним подвесные декорации. На них же крепится "одежда сцены" и световая аппаратура (прожекторы). Современные театральные сцены оснащены компьютерным программным оборудованием (свет, звук, подъемные устройства). Планшет сцены может менять рельеф, уровень своих отдельных частей, динамически видоизменяться благодаря электронно-пневматической механике.

Сценическая коробка напоминает коробку, которая называется подмакетник. Подмакетник - уменьшенная модель сцены. Свой замысел и видение будущего спектакля художник фиксирует в карандашных набросках и цветовых эскизах, а пространственное решение спектакля осуществляет в виде макета. Для этого художнику и нужен подмакетник, внутри которого он будет выставлять и компоновать макетные элементы сценического оформления спектакля.

Без знания устройства сцены нельзя успешно сделать спектакль. Воплощение художником замысла режиссера удается тогда, когда они единомышленники и режиссер не командует художнику: здесь поставь стул, а здесь - стол. Важно, чтобы режиссер сумел разбудить фантазию художника, дать свободу его творчеству в рамках единого замысла, лучше всего, если задача художнику ставится в образной форме.

Профессия театрального художника и актера, не говоря уже о режиссере, достаточно специфична и требует, кроме дарования, специального обучения. Для театрального художника помимо изучения рисунка, живописи, важнейшим является овладение искусством композиции и необходимо владение другой стороной художественной деятельности в театре - технологической. Именно на художника-технолога ложится задача инженерного решения всех замыслов сценографа. Кроме того, театральный художник, не может не изучать и основы актерского мастерства. Искусство театра начинается с веры, фантазии и воображения, без них трудно поверить в правдивость бутафорских декораций и правдивость актерского поведения в них. Мы верим актеру, если он ведет себя на сцене естественно, органично. т.е. как в жизни. Прежде чем стать кем-то и сыграть чей-то образ, надо научиться быть самим собой в обстоятельствах, предлагаемых пьесой или этюдом. Развитие этих основ актерской игры начинается с малого - с простейших упражнений и этюдов, тренирующих внимание, умение его концентрировать и управлять им. Актеры учатся слушать и слышать, а не изображать, будто они слышат. Видеть и реагировать на увиденное без преувеличения, т.е. без "наигрыша". Это особенно важно потому, что актер, играя спектакль. заранее знает все, что с ним произойдет, что он услышит от партнеров. При этом он должен себя вести так, будто все видит и слышит впервые.

Сценография — это неразрывный сплав художественного творчества и театрального производства. Все сочиненное художником в эскизах, чертежах и макетах воплощается в реальные конструкции, станки, декорации и бутафорию при помощи различных специалистов и целых цехов (столярных, художественно-декорационных, костюмерно - пошивочных и т.д.). Театральная сцена, световое и звуковое оборудование, проекционная и лазерная аппаратура в разнообразных зрелищах и шоу, построенных на основе компьютерных технологий, требуют для их осуществления хорошо подготовленных специалистов.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 12 Янв 2014 в 02:24
Категория: Методика
Просмотрено 6032 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 232
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21