Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Введение. Часть первая. Проблемы терминологии

Первая часть «Введения» для большого цикла публикаций об искусстве в целом и его великих представителях разных направлений и стилей, раскрывает проблемы употребления некорректной терминологии в живом общении и на ресурсах в сети Интернет, с которыми нам пришлось столкнуться при подготовке материала.

 

«Древнее искусство воплощало духовное,
новое – одухотворяет телесное»

Л. Берне

 

Что такое искусство? На этот вопрос нет однозначного ответа. В разных словарях можно найти разные определения, каждое из которых описывает либо общее понятие, либо дает объяснение лишь в определённом контексте. Но тема эта настолько велика и необъятна, что такой исход не является непредсказуемым.

Рассмотрим известную картину нашего соотечественника, русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи», работа над которой длилась около шести лет и была завершена в 1833 году. Бесспорно, картина является великим достоянием всего человечества, но почему именно это событие, произошедшее в 79 году нашей эры, заинтересовало автора и нашло отражение в сюжете картины, и почему художник пишет её именно в романтическом стиле? Найти ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы мы постараемся в нашем цикле статей.

А сейчас, начнем свое исследование, и посетим… ближайший супермаркет. Не пугайтесь, в скором времени станет ясно почему мы начали со столь неочевидного шага.

В современном общении часто фигурируют различные понятия в неправильном контексте, и большинство из нас это устраивает, – зачем тратить время на разбор терминологии, если окружающие и так понимают, что мы подразумевали в сказанном?

У кассы в магазине можно услышать вопрос кассира: «Оплата по вай-фай?» На что в ответ покупатель произносит: «Да, по вай-фай», – и прикладывает банковскую карту к терминалу оплаты. Углубившись в терминологию этого процесса, оказывается, что «вай-фай» здесь совсем ни при чём, а оплата производится при помощи технологии бесконтактных платежей под названием NFC (Near field communication, в переводе с английского «беспроводная связь ближнего радиуса действия»). Чтобы разобраться в причинах употребления неверной терминологии необходимо ответить на два вопроса: «Почему в обиходе процесс бесконтактной оплаты называется "оплатой по вай-фай"?» и «Почему как кассир, так и покупатель, понимают о чём идёт речь?»

Ответ на первый вопрос можно свести к символам. Взгляните на следующее изображение:

Слева изображён символ наличия NFC-чипа, который можно встретить на пластиковых банковских картах. По центру изображён такой же символ, но с уточнением места, в котором находится NFC-чип – его можно встретить на терминалах оплаты (именно к нему необходимо поднести банковскую пластиковую карту или другое устройство для произведения оплаты). А справа изображён один из стилизованных символов, обозначающий поддержку устройством технологии Wi-Fi (Wireless Fidelity, в дословном переводе с английского «беспроводная точность»), который отличается от двух предыдущих поворотом на 90˚. Всё это символы беспроводной передачи данных, или как её ещё называют – передача данных «по воздуху». Из-за похожего изображения и сферы применения эти технологии часто путают.

Тема беспроводной передачи данных интересна, но имеет сугубо технические корни, без изучения которых понять все нюансы будет проблематично. Поэтому мы оставим её для самостоятельного изучения, если она вас заинтересовала. Можем посоветовать монументальный труд, уже ставший классическим для изучения, книгу Виктора и Натальи Олифер под названием «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы» (издание не ниже шестого).

Ответить на второй вопрос можно одним предложением: «Во всём виноват Интернет». В доинтернетовскую эпоху основным источником информации были печатные издания (книги, журналы, газеты) и их авторы – научные сотрудники и прочие люди, входящие в «научное сообщество» (а также любые другие профессионалы своего дела, несвязанные с наукой). Получить необходимую информацию было делом, в лучшем случае, не одного часа, но эта информация всегда (за исключением частных случаев) была достоверна, так как ни одно из научных изданий не допускалось к печати без его рассмотрения научной редакторской коллегией, которая выявляла все неточности и отправляла издание на доработку, пока содержащиеся в нём сведения будут достоверны и научно обоснованы. Сейчас самой огромной базой информации является Интернет, а информацию в нём размещают не только научные специалисты, и далеко не всегда перед публикацией подвергают научной и критической редактуре. Каждый из нас может создать свою страничку в социальной сети и начать вести блог, например, о строении земного шара, и приводить недостоверные научные факты, а свою точку зрения, основанную на личном опыте и переживаниях, но подавая это как «научное исследование», заверенное «в последней инстанции». Из таких источников можно узнать, что, якобы, наша земля плоская, её постоянно посещают инопланетяне, а для защиты от управления волей на расстоянии на голову необходимо надевать «шапочку из фольги». И всё бы ничего, – иногда такая точка зрения даже веселит. Но кто-то из школьников, выполняя домашнее задание по географии и натолкнувшись на такую информацию, подготовит реферат или сообщение, после чего «незаслуженно» получит двойку, а возможно и приглашение родителей в школу (так и не поняв почему это произошло). А количество такой информации, которую ещё называют «цифровым шумом», по некоторым источникам уже превышает добрую половину всего, что было размещено в Интернете.

Многие деятели искусства обсуждают эту тему, предлагая повысить порог содержательности для размещаемых в интернете материалов «творческого» содержания, аргументируя это тем, что из-за огромного количества утилитарного контента, публикуемого ежесекундно, с каждым днём становится всё сложней отыскать публикации действительно талантливых людей.

Не всегда дела обстоят так плохо, встречаются вполне интересные, достоверные и научно обоснованные статьи. Но с терминологией, употребляемой в них, иногда происходит путаница и подмена понятий и смысла. Если провести аналогию по нашему предыдущему примеру, то по такой логике получается, что «незачем конкретизировать термины в статье о принципах технологии бесконтактной оплаты, а можно назвать её абстрактно технологией "вай-фай", ведь и так всем будет понятно, что под этим подразумевалось, да и получится более доступно и жизненно, без сухих научных терминов и определений». От части, в этом есть смысл, но это приводит нас к ещё одной проблеме: «невозможности поиска интересующей информации по достоверным ключевым словам».

Каждый день мы пишем по несколько запросов на поиск информации поисковым системам, которые работают на основе «ключевых слов», которые являются их главной особенностью и залогом мгновенного предоставления информации по запросу. Именно поэтому, при поиске информации для написания реферата по искусству, в поисковую строку мы пишем, например, не «мне нужна информация о самых влиятельных художниках восемнадцатого века» а просто «влиятельные художники XVIII век». С учётом всего вышесказанного, такой запрос может привести нас не на страницу с нужной информацией, а на статью, в которой описывается деятельность художников XX века, которые только вдохновлялись художниками XVIII века, или, что ещё дальше от истины, статья будет о художниках XIX века, которые работали в направлении, эволюционирующем из направления, в котором работали художники XVIII века, но иметь название «Художники XVIII века».

Ключевые слова являются одной из старейших технологий поиска. Более подробней, на примере российской поисковой системы, о современных принципах работы поисковых систем можно узнать из следующих трёх видео.

Такие ошибки допускаются не всегда сознательно, а порой и не являются ошибками вовсе. Наша тема – искусство, – изобилует терминологией, которая в силу исторических особенностей, неточностей при переводе с иностранных языков и наличия нескольких вариантов именования различными деятелями искусства, приводит к тому, что неискушённый читатель, пытающийся понять что такое искусство, из чего оно состоит и почему развивается в определённом направлении, легко может спутать художественное направление «модерн» с совокупностью направлений искусства под названием «модернизм», художественный термин «авангард» с совокупностью движений в художественной культуре под названием «авангардизм», а обширное понятие «реализм» с «реализмом» в качестве направления в искусстве.

Терминология в мире искусства не простая, из-за чего определённые понятия можно трактовать неверно, что постепенно будет приводить ко всё большему непониманию происходящего в действительности. Что в свою очередь, приводит к полному отказу от попытки погрузиться в суть искусства с целью понимания его структуры и содержания, творчества его великих представителей.

Чтобы не допустить подобного исхода, излагать материал мы будем последовательно (для формирования причинно-следственной связи в тенденциях великого мира искусства), структурировано (чтобы не перегружать читателя информацией лишь косвенно относящейся к обсуждаемой теме) и наглядно (с целью полного погружения в предмет обсуждения).

 

* * *

 

Во второй части «Введения» мы исследуем ещё одну важную тему, посвящённую принципам летоисчисления, без чёткого определения которых невозможно установить к какому году или веку относится интересующий нас объект искусства.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 27 Авг 2021 в 16:51
Просмотрено 462 раза
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 232
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21