Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Архитектурные стили Древнего Египта, Античности и Средневековья

02 Ноя 2016

Знакомясь с тем или иным памятником архитектуры, мы в первую очередь соотносим его с определенной культурно-исторической эпохой, выявляем наиболее характерные черты его художественного стиля.

Путь, пройденный архитектурой — это последовательная смена разнообразных стилей, созданных на протяжении истории цивилизаций. Под стилем архитектуры мы понимаем совокупность элементов и признаков, характерных для множества памятников архитектуры.

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности

Начало формирования художественных стилей в архитектуре чаще всего связывают с Древним Египтом, где был создан самобытный и уникальный стиль, получивший название канонического. За три тысячелетия здесь были возведены различные типы архитектурных сооружений, не имеющие аналогов в мировом зодчестве. Среди них знаменитые пирамиды, заупокойные храмы, дворцы и жилые здания.

Большое влияние на древнеегипетскую архитектуру имели религиозные верования египтян: вера в загробную жизнь, культ богов и фараонов. Считалось, что земные жилища простого смертного человека временны, а потому для них не стоит использовать прочные материалы. В то же время храмы богов и гробницы фараонов возводились из самых прочных пород камня, потому что строились на века.

Одной из главных особенностей архитектуры Древнего Египта является ее монументальный характер: грандиозность пространственных композиций, колоссальные размеры, подавляющие человека. пирамиды и храмовые сооружения должны были жить в веках, быть устойчивыми и долговечными.

Протяженность композиции, когда ее отдельные звенья как бы нанизывались на одну ось, - другая важная особенность египетского стиля архитектуры. она объясняется тем, что сооружения предназначались для проведения грандиозных религиозных церемоний с пышными процессиями. Вот почему по обе стороны дороги, ведущей к храму, на протяжении сотен метров располагались аллеи сфинксов.

Вход в храм был оформлен пилонами в форме усеченных пирамид. За ними располагались перистильные дворы, ограниченные по сторонам колоннадой, и гипостильные залы - обширные крытые помещения, потолок которых опирался на многочисленные, часто поставленные колонны.

Древнеегипетские колонны не имеют аналогов в мировой архитектуре. Капители колонн выполнены в виде стилизованных растительных форм - ветвей пальм или цветов папируса, распустившихся или закрытых бутонов лотоса. Иногда капитель колонны воспроизводит изображение головы богини Хатхор.  Интересно, что ствол лотосовидной колонны имеет по всей высоте один и тот же диаметр, а папирусообразной - сужается кверху.

Кроме перечисленных признаков для архитектурного стиля Древнего Египта свойственны строгая симметрия, стремление к геометризму форм, сложная планировка гигантских архитектурных сооружений, прочность строительных материалов.

В эпоху Античности (VIII в. до н. э. - Vв. н.э.) в Древней Греции и Древнем Риме сложился так называемый классический стиль архитектуры.легкая и стройная архитектура отражала представления греков о силе и красоте человека. ее важнейшие качества: изящество и простота, гармоничность и соразмерность человеку, практичность и торжественность.

Создание греческими зодчими ордерной (от лат.ordo - порядок, строй) системы положило начало возникновению универсального языка архитектуры, которым человечество пользуется вот уже более двух тысяч лет. С понятием ордерной системы в первую очередь связано появление различных типов колонн, использовавшихся при возведении священных храмов.

Одна из древнейших колонн,дорическая, не имеет базы, ее небольшой ствол прорезан вертикальными желобками (каннелюрами) и увенчан капителью. Верх ствола уже основания, благодаря чему достигается эффект устремленности колонны и всего здания ввысь. Ионическая колонна тоньше, выше и наряднее дорической. Она имеет основание и более глубокие каннелюры, а вверху по краям - спиральные завитки, волюты. Коринфская колонна еще более легка и изящна. Верх колонны венчает четырехугольная капитель, украшенная резными листьями вьющегося растения аканта.

Основными объектами греческой архитектуры в сложившихся уже к VIII в. до н. э. городах -государствах (полисах)были агора - площадь, на которой проходила повседневная жизнь горожан. это территория с храмами богов и святилищами, где устраивались религиозные церемонии, а также театрами для постановки драматических представлений.

Римляне обогатили достижения древних греков новыми инженерными идеями и строительными технологиями. они впервые стали использовать прочный и водонепроницаемый материал - бетон, а при строительстве храмов применили купольное перекрытие пространства. На основе новых, арочных и сводчатых конструкций возводились триумфальные арки, мосты - акведуки для водоснабжения городов, общественные бани (термы), зрелищные сооружения.

Больших успехов римляне достигли в строительстве дорог, связавших между собой провинции огромной римской империи. Римские города отличались строгой регулярностью планировки. В целом для римской архитектуры, всегда стремившейся к удовлетворению практических нужд человека, были характерны монументальность и рационализм.

Архитектурные стили Средневековья

В средние века (V - XVвв.). когда по всей Западной Европе начинается каменное строительство монастырских храмов и феодальных замков, господствует архитектура романского (XI - XIIвв.) и готического (XIII - XV вв.) стилей.

Термин "романский стиль" (от лат. romanus - римский) носит условный характер. Он появился позднее, в XIX в., когда ученые указали на тесную связь западноевропейского зодчества с римскими архитектурными традициями. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре церковных зданий, и прежде всего в романской базилике, представляющей собой удлиненный в плане храм, внутренние помещения которого перекрыты массивными сводами.

Монолитная цельность, четко выявленные объемы, равномерное членение фасада с помощью горизонтальных и вертикальных линий, суровая красота лаконичного скульптурного декора отличают внешний облик этих зданий. Характерным элементом романской архитектуры является арочная форма дверных и оконных проемов, небольшая ширина которых подчеркивает толщину и мощь стен. Внешний облик романской базилики дополняют башни внушительных размеров.

В середине XIII в. на смену романскому стилю в архитектуре приходит готика. термин "готика" появился в эпоху Возрождения в Италии и уже своим названием (от варварского германского племени готов) показывал отрицательное отношение деятелей Возрождения к искусству Средневековья.

Всего за несколько десятилетий в архитектуре произошли разительные перемены. Массивным, приземистым, словно вросшим в землю романским базиликам готика противопоставила устремленные ввысь изящные ажурные вертикали соборов. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и объему интерьеры. Невидимая изнутри, она снимала нагрузку со стен, давая возможность покрывать почти всю их плоскость огромными окнами с многоцветными витражами. Высокие стрельчатые арки, окна и порталы, богато украшенные декоративными деталями, создают ощущение легкости и пространственной свободы интерьера.

Родиной готики считают провинцию Иль-де-Франс в центральной части Франции, где впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода. Новый архитектурный стиль быстро распространился в Германии, Австрии, Чехии, Италии, Англии и Испании. В каждой из этих стран он приобрел свой неповторимый и оригинальный облик.

Существенный вклад в развитие средневековой архитектуры внесли древнерусские мастера. Национальная самобытность древнерусского зодчества дает все основания говорить о нем как об особом архитектурном стиле, созданном в IX-XVII вв. на основе традиций византийского зодчества. Его отличают простота форм, многоглавие, пышность и богатство внутренней отделки.

Крестово-купольный тип храма, получивший широкое распространение на Руси, представлен шедеврами мирового значения: соборами Святой Софии в Киеве и Новгороде, Успенским и Дмитриевским соборами во Владимире, архитектурными памятниками Московского кремля. В основе уникального архитектурного типа - шатрового храма, созданного в XVI в. лежат традиции народного деревянного зодчества.

Архитектура эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) дала миру великие творения зодчих и архитектурные идеи. В историю мировой художественной культуры эта эпоха вписала выдающиеся имена зодчих - профессионалов: Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело. Главным ее открытием стало возрождение классических традиций Античности, противопоставленных "готическому варварству" средневековья. В то же время архитектура не была простым копированием или подражанием античным мастерам, она активно создавала новые формы и элементы.

Каковы главные отличительные особенности архитектурного стиля эпохи Возрождения? Прежде всего. это строгая симметрия композиции, гармоническая уравновешенность и соотнесенность частей и целого, преобладание горизонтальных членений фасада и поверхностей стен, равномерное чередование оконных проемов и архитектурных деталей, геометрическая правильность форм, отказ от каменной каркасной конструкции готики, декоративно-орнаментальная трактовка античных ордеров.

Основными типами архитектурных построек становятся храмы, дворцы (палаццо) и другие общественные сооружения, возведенные по заказу монархов, знати и духовенства. В эпоху Возраждения яркие архитектурные открытия следовали одно за другим.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 02 Ноя 2016 в 11:46
Категория: Консультация
Просмотрено 10550 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 232
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21