Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Фактурные поверхности в графике

Один из самых увлекательных этапов поиска изобразительных средств для создания художественного образа – создание фактурных поверхностей.

Изначально, окружающий нас мир представлен огромным количеством разнообразных материалов, каждый из которых имеет свою особую структуру. Изобразить определенную поверхность, значит показать фактуру этой поверхности (характер поверхности материала, рельеф и форма, визуально-тактильные характеристики). Фактура – свойство поверхности материала, зависящее от характера ее обработки и светоотражения, влияющее на восприятие ее цвета.

Элементы фактуры характеризуют внешнее строение поверхности формы, они различны и характеризуются степенью рельефа и блеска.

По степени рельефа выделяют фактуры: 

  • гладкие 
  • шероховатые 
  • рельефные 

Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. У гладких поверхностей элементы фактуры очень малы и зрительно не различимы; когда элементы фактуры по величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их мало настолько, что они ясно различимы, – это уже рельефная поверхность. 

По степени блеска различают фактуры: 

  • матовые 
  • блестящие 

В изобразительных искусствах фактура (от лат. factura – обработка, строение) – характер поверхности художественного произведения. Фактура помогает придать "настроение и характер" художественному образу, вызывает у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывает психологическое воздействие. Огромное разнообразие и неповторимость фактур помогают создавать интересные и выразительные художественные образы.

Фактура это средство выражения художественного образа. Достичь определенный цели создания выразительного образа можно, используя фактурную основу (бумагу), или различные приемы и техники нанесения фактурного слоя.

Для наглядности, рассмотрим разные фактуры художественной бумаги, которую выбираем в соответствие со своими целями и изображаемым художественным образом.

Фактура бумаги:

  • крупнозернистая бумага (фактура получена путем высыхания без предварительного отжима) – идеальна для выразительных ярких мазков и крупных деталей, не подходит для рисунка с мелкими деталями и тонкими линиями;
  • мелкозернистая бумага (изготовлена под холодным прессом и имеет слабовыраженную фактуру) – позволяет тщательно прописать детали и интересно поработать с поверхностью бумаги;
  • гладкая бумага (горячее прессование) используется для экспрессивных потеков и брызг, работы с деталями, для иллюстраций. 

Бумага для творчества, акварельная бумага и бумага для пастели имеют разные фактурные тиснения:

1) бумага с выраженной зернистостью; 2) шершавая; 3) тиснение "холст"; 4) шершавая бумага; 5) шершавая; 6) мелкозернистая; 7) тиснение "яичная скорлупа".

Для создания фактурных поверхностей в графике используются различные приемы, материалы и инструменты:

  • Монотипия (от греч. "mono" – "один", "typos" – "отпечаток") – вид печатной графики, отпечаток, полученный под давлением с любой гладкой поверхности (стекло, керамика, металл). Художник вручную наносит краску на поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге (возможна работа на офортном станке).

  • Получить отпечаток возможно даже с поверхности воды. Для этого необходима емкость с водой и масляные краски, нерастворимые в воде; они остаются на поверхности воды образуя заданный рисунок для отпечатка; чтобы использовать водорастворимые краски (гуашь) необходимо на поверхности воды создать масляную пленку (можно взять растительное масло). Краски на такой поверхности создают причудливые узоры и не смешиваются с водой. Осторожно положив лист бумаги на поверхность воды, получают отпечаток.
  • Энкаустика (греч. encaustikos – "выжигание") – техника, в которой связующим веществом красок является воск; художник расплавляет восковую краску и наносит на основу кистью или специальной палочкой. Существуют несколько методов росписи энкаустикой: гравюрный – углубленный резьбой рисунок заполняется цветным воском; горячая энкаустика – рисунок расплавленным цветным воском наносится на дерево или камень горячими металлическими инструментами; холодная энкаустика – восковые краски наносятся в холодном состоянии с последующим нагреванием поверхности для образования защитной пленки.

  • Применение воска для создания фактурных поверхностей основано на таких его свойствах, как способность защищать поверхность от воды (это капли, полосы из воска, которые сохраняют цвет при многослойном нанесении краски) и добавлять толщину бумаге при плотном нанесении (процарапывание рисунка на поверхности, покрытой воском, пером или другим острым инструментом, – граттаж (фр. gratter – скрести, царапать). 

  • Получить фактурную поверхность можно при помощи отпечатков различными материалами: пористой резиной, поролоном, пенопластом, губкой, тканью, смятой бумагой, различными штампами и сетками, смещением двух листов бумаги и др. Краски лучше использовать плотные.
  • Наложение краски на мокрую поверхность также дает интересные разводы и потеки, формируя интересную фактурную поверхность.
  • Необычную фактуру создают брызги. 

Используя различные приемы создания фактурных поверхностей в эскизной графике, создайте свою неповторимую и необычную картину, создайте тот  художественный образ, который вам подскажет техника и материал.


Автор публикации:
...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 26 Дек 2020 в 14:42
Категория: Консультация
Просмотрено 28 раз
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.
Категории раздела
Актуальное
2021 год – год науки и технологий
Полезное
Материалы
Новости: 131
Публикации: 120
Студия дизайна: 25
Изображения: 399
Доп. ресурсы: 20
Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0