Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Костюм, фигура человека и стилизация

28 Янв 2022
147
0
...

При выполнении эскизов приходится решать сложные задачи изображения фигуры человека во взаимосвязи с содержанием одежды (костюма) и выбором графических средств изображения. Разберём основные графические средства изображения и определимся с необходимыми художественными и графическими материалами.

Помните – индивидуальный стиль изображения не должен исключать поиск новых образов и средств изображения. Не ограничивайте себя общепринятыми канонами, берите их за основу и экспериментируйте!

Костюм. Искусство костюма является частью декоративно-прикладного искусства и дизайна, решает те же художественно-выразительные задачи: конструкция, композиция, ритм, симметрия (асимметрия), динамика (статика). Костюм – это образно решённый ансамбль, несущий утилитарно-эстетическую функцию, в центре которого – человек. В понятие костюма входит одежда, головной убор, обувь, прическа, макияж и различные аксессуары (шарфы, перчатки, галстуки, пояса, ювелирные украшения, сумки).

Костюм – отличительный стиль одежды

Костюм передает характер людей, условия жизни и их занятия; отражает эстетический идеал исторической эпохи, климатические условия страны, национальные особенности жизни и художественный образ. Эволюция костюма связана с развитием общества и технологий, с формированием стилей, появлением новых материалов и техники. Характерной чертой каждого стиля в искусстве является силуэт, который понимается как пятно, выразительная форма которого формирует представление о самом предмете (теневой профиль, очертание, абрис предмета). В одежде силуэт определяется соотношением между линией плеча и формой рукава, а также высотой талии, формой и длиной юбки. Костюм, как вид искусства, сравним с искусством архитектуры, так же прослеживается конструктивная составляющая.

Для древнегреческого стиля характерно ясное отражение гармонии пропорций, четкие горизонтальные и вертикальные линии (в архитектуре – перекрытия и колонны, в костюме – завышенная талия и вертикальные складки) создавали созвучие формы костюма колоннам древнегреческой архитектуры. Традиционный костюм Древней Греции (туника, хитон, гиматий) состоял  из прямоугольных кусков ткани. Красоту одежды создавала драпировка.

Костюмы в древнегреческом стиле

Для готического стиля характерны: в архитектуре – вытянутые, устремленные вверх пропорции, ажурность арок и башен; в костюме – силуэт с удлиненными пропорциями и вертикальными линиями (высокая линия талии, длинный шлейф платья и оригинальный конусообразный головной убор), фигуры имеют удлиненный силуэт, создавая впечатление легкости и изящества.

Костюмы в готическом стиле

В эпоху Ренессанса костюмы были более удобными, с мягкими линиями силуэта, которые отражали статичность и монументальность.

Костюмы в стиле эпохи Ренессанса

Выразительность костюма определяется не только силуэтом, но и позой (положением фигуры в пространстве), и пластикой движения человеческого тела, и сохранением пропорций. 

Фигура человека. Канонические нормы идеального телосложения человека создавались в античной Греции и устанавливались на основе выявления среднего арифметического числа, были близки к данным анатомических исследований (модуль – голова человека, которая составляет 1/8 часть фигуры). Кроме классических канонов в изображении фигуры человека находит отражение правило золотого сечения – линия талии является композиционным центром (отношение 3:5).

Канон изображения фигуры человека

При изображении человеческой фигуры пользуются вертикальной осью (вертикальная ось соответствует оси симметрии) и конструктивными поясами (горизонтальные линии построения): линия плеч, груди, талии, бёдер, колен, икр, лодыжек, стоп. Конструктивные пояса делят фигуру по горизонтали и помогают изображать её пропорционально правильно (линия плеч, талии, бёдер и колен – главные конструктивные пояса). При изображении фигуры человека важно знать: плечи – это равные величины а уровень плеч – это одна линия, но если изображение ракурсное, то дальнее плечо должно быть меньше расположенного на первом плане; размер головы должен быть пропорционален размеру тела (размер головы влияет на восприятие всех пропорциональных отношений в фигуре). При построении пропорций руки учитывается то, что локоть расположен на уровне линии талии, а кисть доходит до середины бедра. Определяя ширину руки помним, что она не превышает ширину шеи. 

Стилизация фигуры человека – часть стилистической системы изобразительного искусства. Искажение пропорций человеческой фигуры в сторону её удлинения характерно для дизайнерского рисунка. Стилизация изображения фигуры человека – это изменение естественных пропорций фигуры для придания выразительности или стилистической принадлежности к определенному художественному направлению в искусстве.

Стилизованная фигура человека

Согласно классическому канону размер головы помещается в величине высоты фигуры (роста) человека восемь раз, а при стилизации фигуры – до десяти-двенадцати раз. Дизайнер искажает фигуру человека сознательно, увеличивая или уменьшая пропорции, в зависимости от художественного замысла и моды.

Представления об идеальной фигуре в разные исторические периоды редко совпадали с фактическими пропорциями человеческого тела, поэтому одежда зрительно создавала впечатление соответствия человеческой фигуры идеалу красоты. Корсеты, турнюры, кринолины, объемные прокладки и другие ухищрения в одежде – придумывались для достижения этой цели. В женском платье подчеркивалось изящество фигуры и выразительность талии с помощью корсета и пышной форме куполообразной и колоколообразной юбки.

Влияние одежды на фигуру человека

Костюм органически связан с фигурой человека, поэтому изображая фигуру в одежде в различных ракурсах и позах, необходимо использовать целый арсенал художественных материалов, приемов и техник художественной выразительности.

Художественные и графические материалы. Наиболее просты и удобны для создания эскизов сухие красящие материалы: чернографитовые карандаши, цветные и акварельные карандаши, карандаши неоновые и металлик, сангина, уголь, пастель, маркеры, роллеры, линеры.

Различные художественные материалы

Особую текстуру и цветовое решение в эскизной работе можно создать используя краски (акварельные, акриловые, гуашевые) и тушь цветную.

Используя художественные инструменты – кисти, мастихин, перья, аэрографы, можно создавать множество вариантов изображений, необычные текстуры и интересные эффекты.

Помните – знание инструментов и материалов, используемых в эскизной графике, помогает передать замысел и придать особую выразительность и наглядность художественному образу. Многообразие способов заливки пятна, толщина и пластика линии, разнообразные виды точек, всё это позволяет создавать прекрасные эскизы и иллюстрации, гармоничные художественные образы.


Автор публикации:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 28 Янв 2022 в 17:11
Категория: Консультация
Просмотрено 147 раз
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Категории раздела
Актуальное
2021 год – Год культурного наследия народов России Победитель рейтинга образовательных сайтов 2021 года
Полезное
Наш канал в Telegram
Материалы
Новости: 166
Публикации: 160
Студия дизайна: 27
Изображения: 458
Доп. ресурсы: 22