Русское средневековье – это период со времени образования Киевской Руси (IX в.) до XVII в. В средневековой культуре проявляется сильное влияние религии (языческой и христианской) на все ее сферы.
Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества поражают мастерством, художественным вкусом и высоким уровнем строительных технологий. С принятием христианства на Руси (988 г.), с ростом городов (к XI в. их число достигло более 270) архитектурное строительство приобретает особый размах. Ведется каменное строительство, опирающееся на византийские традиции (широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, разделенный на три или пять нефов). Основные декоративные элементы фасадов – двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры (геометрический орнамент), и вкладные кресты.
Чтобы понять и почувствовать необыкновенную красоту русского зодчества средневековья, достаточно посмотреть всего лишь несколько памятников архитектуры этого периода.
Каменное здание Софийского собора в Новгороде возведено в 1045-1050 годах, по инициативе князя Ярослава Мудрого и его старшего сына Владимира. Посвящение храма Святой Софии - Божественной премудрости (имя София с древнегреческого – "мудрость"). О красоте архитектурного облика собора Софии Новгородской В.А. Рождественский в своем стихотворении "Новгородская София" сказал:
"Он, словно шлем, надвинул главы
И стены выставил, как щит.
Он весь - тугая соразмерность,
Соотношение высот,
Асимметрия, тяжесть, верность
И сводов медленный полет."
В этот период так же развивается форма деревянной архитектуры (дерево на Руси использовалось для строительства крестьянских изб-срубов, а также шатровых и ярусных храмов).
Единственной формой изобразительного искусства в России в течение 600 лет было религиозное искусство (мозаики, фрески и иконы), ему характерно следование канону – устойчивому набору сюжетов, композиционных схем, типов изображений, освященных вековой традицией и церковью. Первое место среди изобразительных искусств Киевской Руси принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске (мозаика – изображение, выполненное из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.п., крепящихся на слое цемента или мастики; фреска – живопись, водяными красками по свеженаложенной штукатурке). Росписи храмов передавали основное содержание христианского вероучения.
Систему росписи средневекового храма представляют мозаики и фрески собора Софии Киевской, заложенного в 1037 году Ярославом мудрым. Этот памятник архитектуры сохранил не только образ древней архитектуры. но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются мозаики и фрески. Наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма (центральный купол, подкупольное пространство, алтарь) покрывали мозаики – Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта в алтарной апсиде.
"Христос-Вседержитель". Мозаичное изображение. Главный купол
Остальную часть храма украшают фрески – сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения мучеников, проповедников и др. Здесь же представлены светские фрески: этюды придворной жизни (фигуры музыкантов и скоморохов, сцены охоты и состязания на ипподроме и т. п.), представлены два уникальных групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей.
Произведения станковой живописи средневековой Руси были представлены в виде икон. Иконы (от греческого eikon – изображение, образ) появились в Киевской Руси из Византии. Известно имя знаменитого русского иконописца XI - начала XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров. Иконы писали на деревянных досках, покрывали льняным маслом, амброй. Православная церковь требовала четкого соблюдения иконописного канона и не допускала писание икон с живых людей или по воображению художника. Чтобы следовать канону, иконописцы использовали в виде образцов древние иконы или иконописные подлинники: толковые, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета и образа, или лицевые,-иллюстративные (прориси – графическое изображение сюжета). Условность письма подчеркивала в облике изображаемых на иконе лиц их духовность и неземную сущность, фигуры писались плоскими и неподвижными; тени от фигур не изображались (т. к. в Царствии Божием нет теней). Использовалась обратная перспектива, как особая система изображения пространства, условный золотой фон икон символизировал божественный свет, все изображение на иконе пронизано этим светом.
Искусство книжной миниатюры – особое явление древнерусской живописи. Изображались яркие фигуры евангелистов и портретные изображения великокняжеских семей, заставки заполнялись фантастичным растительным орнаментом.
Огромную роль в Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, отражающее образы языческой мифологии.
Славу искусства Киевской Руси, связанного с религией тематикой, содержанием и формой, составляет не только архитектура, монументальная живопись (мозаики, фрески), иконопись, но и резьба по камню, деревянная скульптура. Медленно, но непрерывно вырабатывался оригинальный тип русского искусства, из элементов заимствованных у Византии, пришедших с Востока и Запада, а также на основе традиций русского народа и слившихся с ним племен. Каждая эпоха становления средневекового Русского искусства, развивающегося на протяжении нескольких веков, открыла миру свои шедевры, законченные и гармоничные. Все они были отражением художественной системы, сформировавшейся на определенном этапе исторического развития.