Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Пленэр. Секреты и советы

Пленэр – (франц. plein air, буквально – "открытый воздух") – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. (Большой толковый словарь по культурологии).

Пленэр – это техника написания картин, выполнения зарисовок художником на природе, при естественном освещении, вне мастерской.

Термин "пленэр" получил распространение в связи с творчеством французских художников-импрессионистов, предложивших новый взгляд на мир, противопоставив студии пленэр. Выйдя из студий на открытый воздух, импрессионисты стремились перенести на холст мимолетное впечатление.

Клод Моне. "Ирисы в саду Моне"

Работа художников на открытом воздухе дает возможность более точно воспроизвести окружающий мир на основе наблюдения и изучения, отобразить богатство красок и малейшие изменения цвета натуры. Это быстрая работа художника, передача своих впечатлений через изображение состояния природы именно в данный момент.

Выполнять зарисовки и этюды можно различными художественными материалами, используя разнообразные техники и способы работы. Если вы будете выполнять зарисовки в блокноте или быстрые акварельные скетчи, вам будет достаточно планшета. Художественный планшет - это необходимое приспособление, создающее жесткую основу для рисования (обычно изготавливают из еловой фанеры); рисовать углем, пастелью, карандашами на бумаге или картоне удобнее на плотной основе. 

Планшет пленэрный

Но если вы будете писать этюд или картину акрилом, маслом, темперой на холстах, тогда для удобства необходим этюдник (франц. "etude" – "учение, этюд"). Этюд – в изобразительном искусстве произведение, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения; быстрая зарисовка, быстрая живописная картина, которая написана художником за один сеанс.

Этюдник иногда называют "переносной студией" художника (в нем сочетается несколько важных инструментов – ящик для хранения инструментов, мольберт и тренога-подставка). 

Способы работы на пленэре – это разные виды рисунка и живописи, графики и скульптуры.

Важная составляющая – умение рисовать (с натуры), тренировать свой глаз и руку необходимо постоянно.

Рисунок – основа всех видов искусства; основная база грамотного рисунка – понимание законов конструктивного построения формы в пространстве.

В соответствие цели и конкретному заданию, выполняются разные виды рисунка:

  • зарисовка;
  • набросок;
  • длительный рисунок.

Зарисовки. Краткосрочный рисунок с ограниченной задачей – зарисовка (основной способ работы на пленэре). Длительность зарисовок от 20 минут до 2 часов; размер до 1/4 листа; техника зарисовок свободная. В зарисовках внимание должно быть предельно сконцентрировано, необходимо учиться передавать главное, самое характерное. Выполняя зарисовки архитектурных сюжетов, деревьев, живой натуры, изображение необходимо строить сразу на плоскости, не разделяя на этапы, обязательно учитывая закономерности объемно-пространственного решения.

Рекомендуемые материалы:

  • карандаши простые чёрнографитные НВ, 2В, 3В;
  • карандаши цветные;
  • мягкие графитные материалы (уголь, пастель, сангина, соус), растушевка;
  • тушь черная и коричневая, перо;
  • капиллярная ручка (черная, коричневая, белая);
  • акварель, кисти (беличьи или колонок) №12 - 14;
  • белила и кисти (беличьи или колонок) №12 - 14;
  • бумага разных сортов, белая и тонированная.

Набросок. Рисунки, сделанные за предельно короткий срок, называются набросками. Цель выполнения набросков – быстро зафиксировать варианты пейзажных мотивов или изменение состояния объекта. Особую быстроту реакции, умение видеть цельно требует выполнение набросков с движущейся натуры. Упражнения в набросках вырабатывают динамичную быструю технику. Первично освоение простых линейных набросков, затем постепенное усложнение и выполнение светотени. Длительность выполнения учебных набросков 3-5 минут; размер до 1/4 листа; возможна компоновка на листе нескольких набросков.

Рекомендуемые материалы:

  • карандаши простые чёрнографитные НВ, 2В, 3В;
  • карандаши цветные (чёрный, коричневый, синий);
  • ручка капиллярная (чёрная, коричневая, синяя);
  • фломастеры, маркеры;
  • бумага эскизная (белая, тонированная).

Длительный рисунок – рисунок с целью наиболее полного анализа изображаемого объекта или мотива; выполняется в течение 3-6 часов; размер до 1/2 листа. Длительный рисунок выполняется поэтапно:

  1. Компоновка, размещение изображения на листе бумаги;
  2. Определение пропорций;
  3. Перспективное построение формы;
  4. Проработка объема средствами светотени, выявление пространственных планов;
  5. Тональное отношение и передача фактуры;
  6. Обобщение рисунка.

Рекомендуемые материалы:

  • карандаши простые чёрнографитные НВ, В;
  • мягкие графитные материалы (уголь, пастель, сангина, соус), растушевка;
  • капиллярные ручки (линеры);
  • фломастеры, маркеры;
  • тушь, перо;
  • акварель, кисти (беличьи или колонок) №12 - 14;
  • бумага чертежная, акварельная, пастельная.

Живописные этюды. В живописи на пленэре закрепляются навыки работы с цветом и воздушной перспективой (построения цветом объемных форм, передача цветотоновых отношений и многообразия рефлексов),  учитываются закономерности освещения на открытом воздухе. Цель живописного этюда пейзажа – уловить общее состояние пейзажа за счет цельности освещения, передать пространственные планы при помощи воздушной перспективы. 

Форма в живописи основана на градации светотени; свет, полутень, тень выстраивают объемы;  отраженный от соседних предметов свет оставляет рефлексы. 

Краткосрочный этюд. Быстрые этюды-наброски пейзажа выполняются с целью передачи общего состояния и внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях и общем колорите. Этюды пишутся без длительных проработок форм, этюд отражает непосредственность и свежесть первого впечатления. Длительность этюда от 10 до 30 минут, размеры до 1/8 листа.

Рекомендуемые материалы:

  • краски акварельные, гуашевые, акриловые, темперные, масляные;
  • кисти колонковые круглые №10, 12; круглые беличьи № 16, 18; плоские щетинные №10, 12, 14;
  • бумага (ватман, акварельная, грунтованная), грунтованный картон.

Длительный этюд. Живописный длительный этюд выполняется  в течение 3-6 часов, размер до 1/2 листа. Длительный этюд выполняется по этапам:

  1. Компоновка изображения на плоскости листа.
  2. Выполнение рисунка.
  3. Прокладка общих цветовых отношений.
  4. Работа над формой и выявление пространственных планов.
  5. Уточнение цветовых отношений.
  6. Обобщение этюда.

Рекомендуемые материалы:

  • краски акварельные, гуашевые, акриловые, темперные, масляные;
  • кисти беличьи № 18-20, колонковые №12, плоские щетинные 310, 12, 16.

Хорошей погоды вам и замечательного настроения для успешного освоения пленэрной практики! 

После выполнения графических рисунков, зарисовок, набросков и живописных этюдов можно приступать к плоскостным декоративно-графическим работам на пленэре и скульптурным изображениям (рельеф и круглая скульптура).


Автор публикации:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 09 Май 2021 в 12:04
Категория: Консультация
Просмотрено 186 раз
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Категории раздела
Актуальное
2021 год – год науки и технологий
Материалы
Новости: 143
Публикации: 139
Студия дизайна: 26
Изображения: 407
Доп. ресурсы: 21