Художественные промыслы России - одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Характерной чертой народных художественных промыслов является то, что они выполняются вручную и из природных материалов.
Народные мастера следуют национальным традициям, которые складывались веками на основе лучших творческих достижений и шлифовались многими поколениями людей. Народным (в отличие от профессионального) принято называть искусство самодеятельных художников. Оно тесно связано с бытом, поэтому носит прикладной характер.
Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т.д.).
Главными отличительными чертами народного декоративно--прикладного искусства являются:
Основная функция изделий - быть полезными и красивыми. Красота как философско-эстетическая категория в народном искусстве имеет вполне реальные формы отражения. То, что в произведении мы считаем красивым, создается благодаря выразительным средствам. которые удачно комбинирует мастер в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла. Наиболее яркими средствами выступают колорит, форма, ритм, которые изначально подмечались в природе и только потом находили отражение в произведениях народного искусства.
По своему значению народное искусство выполняет декоративную и прикладную функции. В связи с этим выделяются два направления:
Народные художественные промыслы России, возникшие как крестьянское искусство, сегодня превратились в мощный пласт народной прикладной художественной культуры.
Народное декоративно-прикладное искусство находит свое отражение в ряде компонентов: форме, материале и декоре.
Форма позволяет объединить функциональную сторону и эстетическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали практического назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. В форме закладывается несколько характеристик.
Материал. В народном искусстве важно соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на на первый план выходит декор.
Декор - завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда определяющим фактором становится форма. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их неповторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить все детали в подробностях.
Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач.
Технология. Традиционность народного искусства и технология не исключают друг друга. Все зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного искусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность.
Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их согласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с предметом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эстетическую ценность. Характер орнаментальных композиций обусловлен, во-первых. задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно-пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает пространственную структуру, образует поверхность предмета, т.е. его материальную основу.
По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть:
В народном декоративно-прикладном искусстве используются разные материалы: дерево, глина, металл, кость, пух, шерсть, мех, текстиль, камень, стекло, тесто.
По технике декоративно-прикладное искусство делится на следующие виды.
Резьба. Украшение изделий путем нанесения узора с помощью различных резцов и ножей. Применяется при работе с деревом, камнем, костью.
Роспись. Украшение наносится красящими веществами на подготовленную поверхность (чаще всего деревянную или металлическую). Виды росписи: по дереву, по металлу, по керамике, по ткани.
Вышивка выполняется иглами и различными по структуре и характеру нитками, при этом рисунок наносится на ткань. Виды вышивки: по сетке, крестиком, гладью, вырезная (ткань вырезается в виде узора, который впоследствии обрабатывается различными швами), наборная (выполняется красными, черными нитками с добавлениями золотистых и синих тонов), верхошовная (позволяет создавать объемные узоры на больших плоскостях). Вышивка выполняется в основном ручным способом, но в последнее время все чаще появляются изделия, украшенные с помощью вышивальных машин. Для вышивки используют не только нитки, но и бисер, стеклярус, пайетки.
Вязание предполагает создание вещей из пряжи, ниток, пуха с помощью спиц и крючка.
Плетение относится к технике, основывающейся на переплетении полос в виде сетки, имеющей различную конфигурацию и рисунок. Виды плетения: кружево- и бисероплетение, плетение из бересты, из лозы, из ниток (макроме), из бумаги.
Набойка используется для изготовления ковров, выполняется специальными иголками, с помощью которых шерстяные нитки протягивают через основу, создавая узор. Виды набойки: высокая (когда полотно получается объемное, сильно выступающее), средняя (высота выступающих ниток примерно 2 см), низкая (высота полотна незначительная - 1 см и ниже). Другой признак - плотность. На основе этого признака выделяют следующие виды: плотная набойка, редкая, смешанная.
Литье используется в работе с благородными металлами. Под действием высоких температур металл доводят до расплавленного состояния, а затем выливают в подготовленные формы.
Чеканка. Металл в нагретом состоянии разгоняется в тонкий лист, при этом не теряются его упругость и эластичность. Форма предмета создается уже в охлажденном состоянии путем разгонных молотков, вследствие чего получаются изделия выпуклой и вогнутой формы.
Ковка - один из способов обработки железа. Ударами молота нагретой заготовке придается нужная форма.
Золочение - златодельная операция, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Виды золочения: холодное, на огне, жидкое.
Скань (филигрань) (от лат. проволока) представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных, гладких или рельефных проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету.
Эмаль -это особый вид стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. применяется для украшения металлических изделий, представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Эмалированием называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия.
Чернь. На гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу - особый сплав серебра, похожий на уголь.
Выдувание - техника, применяемая при работе со стеклом. Стекло, доведенное до жидкого состояния. в раскаленном виде выдувают с помощью специальных трубочек, создавая тем самым изделия любых форм.
Лепка - одна из распространенных техник в декоративно-прикладном искусстве, благодаря которой создаются многие игрушки, керамические изделия.
По назначению: Утварь. Мебель. Ткани, гобелены, ковры. Орудия труда. Оружие. Одежда и украшения. Игрушки. Кулинарные изделия.
По функциональной роли:
По технологии изготовления:
Художественные лаки. Так принято называть небольшие изящные изделия из папье-маше с миниатюрной живописью (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) и железные лакированные подносы (Жостово, Нижний Тагил).
Резьба по дереву - художественная обработка дерева, самый распространенный вид народного декоративного искусства. Получила распространение во многих областях. Различают несколько видов резьбы.
Роспись по дереву - художественная обработка дерева посредством нанесения рисунка красками с последующим закреплением красочного слоя. Распространена в различных регионах, но в каждом из них есть своя специфика.
Художественная обработка кости. Основные центры: Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Сергиев Посад, Абрамцево, Хотьково, Дагестан, Магадан, Камчатка.
Игрушки. Народная игрушка, долгое время служила предметом игры детей, сейчас - объект коллекционирования. Игрушки делятся на тряпичные, деревянные, глиняные и соломенные.
За каждым из направлений народных художественных промыслов стоят высокохудожественные изделия и уникальные художники края, области России, со своими природными богатствами и своей традиционной культурой, характерной для этого региона.