Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Учебный живописный портрет. Портрет в технике гризайль

26 Фев 2018

Начинать учиться писать портрет в живописи лучше в технике гризайль.

Гризайль - живопись. выполненная оттенками одного цвета, когда изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) преимущественно серой или коричневой краски.

Познакомимся с основными правилами выполнения портрета в технике гризайль на основе учебного материала  (учебник Искусство: Изобразительное искусство. Ломов  С.П.)

В портретах немаловажную роль играет композиционное решение этюда. В портретах принято со стороны взгляда человека на бумаге оставлять больше места. чем со стороны затылка. но бывают исключения.

По масштабу голову рисуют чуть меньше натуральной величины. Относительно листа ее компонуют чуть выше середины.

Для того чтобы написать портрет, важно знать закономерности объемного решения головы человека. Распределение светотени по поверхности головы зависит от расположения источника освещения. Посмотрите. как распределяется светотень при прямом и боковом освещении, когда источник освещения находится выше головы человека.

Для выполнения этюда головы человека в технике гризайль используют чаще всего умбру натуральную. чёрную, преимущественно теплого оттенка краску, марс коричневый.

Распределение светотени по поверхности головы человека

Прямое освещение сверху:

Боковое освещение сверху:

Голова представляет собой овоид (форма яйца) со многими плоскостями. каждая из которых освещается по-разному. нужно лепить общую форму головы и ее деталей. представляяголову как единое целое. и уметь подчинять общему частное. Детали головы должны вписываться в заранее определенные. подготовленные места. Например, вначале пишется глазница, потом в неё встраивается глазное яблоко с веками. В конечном счете должна читаться вся голова целиком, а не её детали по отдельности.

Следует уделять внимание связи головы с фоном и окружающей средой. Фон не должен отвлекать внимание от главного - головы. Следует избегать светлотных контрастов на фоне. детализации. Очень часто для создания иллюзии пространства фон со стороны освещенной части лица притеняют. а со стороны затылка - высветляют. Лицо портретируемого. освещенное светом. контрастирует с фоном и зрительно приближается. Со стороны неосветленной части головы (затылка) голова обычно уходит в глубину пространства. почти сливаясь с фоном в области рефлекса.

Примером великолепных портретов монохромной живописи являются работы выдающегося портретиста И.Крамского. "Портрет скульптора М.Антокольского"

Учимся писать монохромные портреты

Выполним этюд головы в технике гризайль.

1-й этап.  Лёгким контуром наметьте расположение и масштаб головы 9высоту и ширину) в листе.

2-й этап. Выполните линейно-конструктивное построение головы. шеи и плечевого пояса натурщика.

Передайте характер формы головы, пропорции и движение шеи, связь шеи с головой и плечевым поясом. Наметьте вспомогательные линии построения - срединную (профильную) линию лицевой части головы, соблюдая пропорции, определите местоположение основных осей: средней линии глаз, надбровных дуг, корня носа и т.д. Уточните общую форму головы и её деталей. Наметьте большие плоскости - лицевую, боковую и другие. Проверьте пропорции и движение шеи. Постройте от яремной ямки грудино-ключично-сосцевидные мышцы. Уточните характер и пропорции всех частей головы. Определите положение, размер и форму деталей относительно общей формы головы. 

Под акварель в рисунке намечайте границы светотени.

3-й этап. Работу гризайлью ведите от общего к частному. В первую очередь наметьте общий объем головы. Лепить его следует как шар, с рефлексом со стороны теневой части. Объем можно писать сложнее. Любую голову можно вписать в куб или параллелепипед. Это позволяет понять, что голова имеет переднюю часть, две боковые, заднюю, верхнюю и нижнюю.

Свет по плоскости головы распределяется так же, как по кубу (свет, тень, полутень). Вспомните, что, когда вы лепите объем куба, плоскости, уходящие в глубину пространства, выполняются с тоновой растяжкой. Теневая сторона куба по мере приближения к ближнему ребру становится темнее, световая - светлее. Поэтому, прописывая основные плоскости лица, следует внимательно следить за малейшими изменениями тона. Мазки кладите по форме, как делали это в натюрмортах и пейзажах. Большие плоскости пишите крупными кистями, маленькие - небольшими кистями.

4-й этап. Одновременно находите тоновые отношения между лицом натуры и волосами; головой и фоном, одеждой. Избегайте резкой тоновой границы между лицом и волосами, она смягчается падающей тенью от волос и кожей, просвечивающей в начале линии волос.

5-й этап. Найдите тоновые отношения между передними и боковыми, а также нижними (и верхними) поверхностями деталей головы. Обратите внимание, что каждая деталь имеет минимум три-четыре видимые плоскости. Условно разделить на три плоскости (переднюю и две боковые) можно лоб, глаза с веками, нижнюю губу, отдельно нижнюю, отдельно верхнюю часть круговой мышцы рта. На четыре плоскости (переднюю, две боковые, нижнюю или верхнюю) можно разделить нос, подбородок, верхнюю губу.

6-й этап. Детализируйте изображение. Вылепите мазками объем деталей головы (век, губ, крыльев носа и т.д.). Найдите их тон в соответствии с общим объемом головы.

Обратите внимание на то, что глаза должны быть посажены в глазные впадины. Веки освещены сильнее, чем глазное яблоко, утопленное внутрь. Кроме того, на глазное яблоко падает тень от верхнего века, поэтому белок нельзя оставлять белым. Верхняя губа обычно темнее нижней.

Подбородок и скулы выступают вперед, поэтому они всегда хорошо освещены.

7-й этап. Наметьте пограничный контраст и поставьте тоновые акценты. Пограничный контраст располагается в местах излома формы, на границе встречи света и тени. Например, на скуле, нижней поверхности кончика носа и т.д. В процессе работы помните о законах воздушной перспективы. Усиливайте контрастность на ближних к вам поверхностях. Например, при сильном трехчетвертном повороте и при положении головы в профиль скула окажется к вам ближе, чем нос. При положении головы анфас и слабом трехчетвертном повороте ближе окажется нос. Тоновые акценты ставятся в самых  освещенных и неосвещенных участках головы человека. Они позволяют усилить объем, привлечь внимание зрителей к тому или иному месту, освежить рисунок. В роли светлых акцентов выступают блики, расположенные обычно на выступающих или влажных поверхностях головы человека. Они хорошо читаются, например, на кончике носа, нижней губе, в глазах. В процессе работы сравнивайте их между собой по тону. Самыми темными местами, например, при боковом освещении являются участки в глазных впадинах, тени у крыльев носа.

Акценты в работе играют роль камертона, с которым сравнивается звучание каждого участка головы.

8-й этап. Обобщите голову. Следите за тем, чтобы голова на вашем рисунке читалась вся целиком. детали не вырывались из общего объема головы.

В приведенной последовательности работу лучше вести в технике лессировки. Если работа выполняется в технике алла прима, начинать её следует с самых темных мест (акцентов) и вести от темного к светлому; от больших планов к деталям и снова возвращаемся к большим планам.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 26 Фев 2018 в 13:41
Категория: Урок
Просмотрено 5133 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21