Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Скульптуры Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству множество великих шедевров, в их числе скульптурные памятники, рельефы и фрески, обелиски и стелы.

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное назначение и была связана с культом мертвых.  Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Верили в вечность жизни и существование бессмертной души и нетленного тела, что привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и созданию погребальных статуй, которые фараон заказывал еще при жизни. Каждая статуя будто бы смотрит в неведомую даль, в Вечность..., т.к. главная задача скульптора - достижение точного портретного сходства и воплощение отрешенности от всего земного, безразличие к земным радостям и несчастьям. Материалы для скульптуры: дерево различных пород или камень (гранит, известняк, песчаник, базальт).

https://egyptopedia.info/s/668-skulptura-drevnego-egipta

Овладение профессией скульптора в Древнем Египте происходило передачей традиций в семье, от поколения в поколение, сын был обязан приобрести профессию отца. Ведущей школой В Древнем царстве была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, она была художественным центром, объединяющим другие школы. Во  времена Рамзеса II и его наследника Менефта в Египте был создан институт, где обучались юноши живописи, скульптурному мастерству, строительному делу.

Египетская скульптура создавалась строго в соответствии с каноном (свод правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией). Каноны устанавливали особые правила изображения стоящего человека, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т.д. Фигура человека изображалась на плоскости сочетанием ракурсов, элементов в фас (глаза, плечи) и профиль (голова, ноги) одновременно, художники совмещали разные точки зрения.

Рельеф с изображением зодчего Хесиры

Канон был установлен путем изучения и измерения всей фигуры и каждой ее части и давал исключительную соразмерность частей человеческого тела. Измерения частей человеческого тела производили египтяне с математической точностью, единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра, фигура делилась на 19 равных частей, а 2,25 части приходились на традиционный головной убор. Канон давал возможность при изображении фигуры очень больших размеров (колосса) по величине целого судить о размерах отдельных частей и, наоборот, по размерам одной части  - о размерах всей фигуры. Египетские скульпторы создавали колоссов по частям, каждую часть мог выполнять отдельный скульптор, затем складывали вместе. Пропорции частей фигуры человека не учитывали характерных особенностей фигуры детей и подростков.

В понятие канона входили  не только определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), но и  четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Устанавливалась традиционная окраска статуй:  мужские фигуры - в темно-коричневый цвет, женские - в желтый; одежда всегда была белой, а волосы черными.

Египетские скульпторы умело сочетали в одном изображение части тела  человека и животного. Большой сфинкс - страж пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва. 

Большой сфинкс и пирамида Хеопса

И.А. Бунин, русский писатель, посетивший Египет, описал свои впечатления от Сфинкса в рассказе "Свет Зодиака": "...Туловище его высечено из гранита целиком, - приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как защитнику "Страны Солнца", Страны Жизни... Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда-то на восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила! Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моем сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу..."

Особенно строгие каноны существовали в изображении фараонов, во всем их облике невозмутимость и сила царской власти, поза традиционна и канонична.

Статуя фараона Аменемхета III . Гранит

Фараон представлен сидящим на троне, в царском платке-немесе, увенчаном священной коброй. костюм фараона - передник-шендит и пояс. Игра светотени на гладкой поверхности гранита подчеркивает выразительность образа, индивидуальные черты: скуластое лицо, тяжелые веки, прикрывающие глаза, четко очерченный подбородок. В заупокойной надписи о нем сказано так:

"Он - знание в сердцах,
Его глаза прослеживают каждого,
Он - солнце, видящее лучами своими,
Он освещает обе земли лучше, чем солнце.
Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.
Он кормит идущих его путем".

Совсем иначе изображались простые люди, подчиненные власти фараона, статуи таких людей по размеру намного меньше изображений фараона, материалы более простые. 

Скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Раскрашенный известняк

Скульптура изображает  сидящего писца, готового записывать каждое слово хозяина; на коленях лежит лист папируса, в руке кисть для письма. Хитрый взгляд писца зорок и угодлив. Широко открытые глаза искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, от чего кажутся живыми. Оттопыренные большие уши указывают на то, что он привык слушать и повиноваться.

Исключительно совершенна древнеегипетская деревянная скульптура, отражающая ярко и наглядно портретное сходство с оригиналом.

Статуя царского сановника Каапера ("Сельский староста") из гробницы Каапера в Саккара.

Статуя выполнена из нескольких кусков фигового дерева, раскрашена; голова Каапера гордо поднята, лицо переполнено чувством собственного достоинства, взгляд устремлен вдаль (глаза инкрустированы кварцем, веки выполнены из меди).

Среди шедевров круглой скульптуры, выполненных египетскими мастерами, парные скульптурные портреты. 

Статуи Царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы Рахотепа в Медуме. Известняк 

Царевич и его супруга запечатлены в канонических позах, торжественно и величественно. Египетский мастер уникально передал индивидуальные черты царевича: выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, толстые губы, гордо приподнятая голова, выражение достоинства и величия, прямая осанка фигуры, жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству. Из одежды на царевиче белая короткая повязка, на шее амулет серого цвета на белой нитке и яркая зеленая бусина. Супруга царевича изображена в белом платье, на шее ожерелье из бус сине-зеленого цвета, тело покрыто желтой охрой, пышная прическа перехвачена белой лентой с разноцветными розетками. спинки кресел покрыты черными иероглифами, которые дополняли изображение и делали содержание более подробным.

Застывшие в неподвижных позах статуи богов и фараонов напоминали о вечной жизни. Талант скульптора высоко ценился в Древнем Египте, скульптора называли "сохраняющим жизнь". Величественное впечатление производят скульптуры Древнего Египта!

Изображение человека во все времена привлекало скульпторов. Лучшие традиции мастеров Древнего Египта получили дальнейшее развитие в скульптуре, рельефах и фресках многих народов.


Автор публикации:
...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 20 Ноя 2020 в 18:06
Просмотрено 33 раза
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.
Актуальное
Конкурс: Мой мир - моя Планета 75 лет победы
Полезное
Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0