Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Типы смешения красок, цветовая гармония в композиции

Художник, работая над живописным произведением, старается добиться гармонии цветовых отношений.

Любая цветовая композиция строится на основе поиска гармонии. Слово "гармония" (греч. harmonia  от греческого harmoso – приводить в порядок) означает соразмерность, созвучие, стройность, противоположность хаосу. Цветовая гармония в живописи – это взаимосвязь и единство цветовых сочетаний между собой. Многие великие художники и архитекторы, работая по интуиции, пытались найти разгадку таких сочетаний, найти особую связь между цветами и создать стройную систему. Своё понимание гармонии цветовых сочетаний разрабатывали – Леонардо да Винчи, Ньютон, Гёте, Ламберт, Манселл, Освальд, Нюберг, Кандинский, Волков и др.

Начинающему художнику необходимо научиться передавать цветовые оттенки, обобщая видимое многообразие оттенков цвета окружающего мира. Научиться составлять цветовую гамму картины так, чтобы ни один оттенок цвета не нарушал цветовой гармонии и не разбивал плоскости всей картины. 

Рассмотрим примеры смешения цветов. Ф. Арнхейм, на основе своей теории, приводит пять типов смешения цветов, подразумевая под этим гармонию.

  • 1 тип "Подобие на основе субординации". При сопоставлении двух цветов по этому типу всегда остаётся общий для двух цвет, например: желтовато-красный и желтовато-синий, синевато-жёлтый и синевато-красный. Общее для двух цветовых отношений ведёт к приближению цветов друг к другу, к единству, а значит – к гармонии. Получаются два совершенно различных цвета, связанных одной и той же примесью. Если же взять перевёрнутые отношения, то цвета будут отталкиваться друг от друга, например: красновато-жёлтый и синевато-красный.
  • 2 тип "Структурное противоречие на основе общего элемента". Если взять такие пары, как красновато-жёлтый и синевато-красный, красновато-синий и желтовато-красный, желтовато-синий и красновато-жёлтый, синевато-жёлтый и красновато-синий, синевато-красный и желтовато-синий, то для того чтобы избавиться от взаимного отталкивания и привести их к гармонии, надо ввести третий цвет: для первой пары – желтовато-синий, для второй – синевато-жёлтый, для третьей – красновато-синий и т.д. Вводя третий цвет, мы как бы усиливаем один из цветов пары, уравновешивая структурные противоречия.
  • 3 тип "Подобие на основе доминирования".  Здесь один цвет имеет лишь разные оттенки, например: желтовато-красный и синевато-красный,, красновато-жёлтый и синевато-красный, красновато-жёлтый и синевато-жёлтый и т.д. Получается, что один и тот же цвет разорван на две различные цветовые гаммы. Это приводит к взаимному отталкиванию и дисгармонии. Здесь так же, как в типе 2, для создания гармонии цветов необходимо ввести третий цвет, который бы объединил их, перевесил одну из цветовых гамм. Например, в первом случае – синевато-жёлтый или желтовато-синий и т.д.
  • 4 тип "Структурная инверсия". При подборе двух смесей какой-нибудь цвет в одной смеси берётся доминирующим, а в другой он же играет подчинённую функцию, например: красновато-жёлтый и желтовато-красный. Получается, что два цветовых смешения принадлежат одной цветовой гамме. Возникает гармоничное сочетание, в противоположность типу 2, где две цветовые смеси относятся к различным гаммам.
  • 5 тип "Сопоставление чистого основного цвета с ведущим цветовым тоном, который его содержит". Здесь могут быть два варианта: 1) когда основной цвет доминирует и 2) когда он играет подчинённую роль. По первому варианту сопоставляем: синий и красновато-синий, синий и желтовато-синий и т.д. По второму – синий и синевато-жёлтый, синий и синевато-красный. И в первом, и во втором вариантах появляется одна цветовая гамма, но в первом случае один цвет чист, а во втором – с примесью. Возникает противоречие: во втором случае взаимодействуют чистые цвета, а примесь играет подчинённую роль.

Начинающий художник должен научиться анализировать опыт великих мастеров и сам вести поиск наиболее верных живописных решений. 

Анри Матисс писал: "Лавина цветов сама по себе беспомощна. Цвет достигает полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника".


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 24 Мар 2024 в 00:55
Просмотрено 62 раза
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 235
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21