Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Символизм в русском искусстве

Основой творчества символистов является образ-символ, отражающий таинственные силы, якобы правящие нашим миром, и в искусстве рассматривается как средство познания мира.

"Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире", – такое  определение дал известный русский философ  Н.А. Бердяев (1874–1948).

Символизм (греч. symbolon – знак, опознавательная примета, символ) – художественное течение, возникшее в 1890-е годы на основе мистического учения о двух мирах (реальном и ирреальном или потустороннем). Символисты сделали попытку постичь тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их "изначальную идею". Произведениям символистов свойственно:

  • стремление уйти от повседневности,
  • постичь мир в его вневременной красоте,
  • обрести идеальность и чистоту искусства прошлого,
  • придать изображаемым образам некое символическое созвучие с современностью.

В русском символизме находит отражение идеи о Красоте, которая спасёт мир. Основные темы художников-символистов – это ожидание каких-либо событий, любовь и страдание, скорбь и отчаяние. Сюжеты символизма – античная мифология и полумифические, полуисторические события, сцены евангельской истории. Символизм, продолжая традиции романтизма, выразил стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф и сомнения в духовных ценностях.

Наиболее яркие представители символизма в русском изобразительном искусстве:

Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905), крупнейший русский символист. Главная тема  его творчества – чисто русская печаль, прощание с несбывшимися мечтами, с ускользающей красотой. Его произведения – словно поэмы о безвозвратно ушедшем, где сине-зелёный колорит в сочетании с декоративностью пейзажа усиливает грустную тональность.

В. Борисов-Мусатов. Призраки. 1903

В. Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903–1904

Загадочные произведения художников объединений "Голубая роза" и "Мир искусства" Константина Сомова (1869– 1939) и Евгения Лансере (1875–1946), отмечены ясным постижением прошлого, уходом в мир мечты и грёз. 

К. Сомов. Вечер. 1900–1902

К. Сомов. Фейерверк. 1922

Е. Лансере. Ботик Петра I. 1906

Символическое толкование в живописи Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939) и  Бориса Кустодиева (1878–1927), находит исторический перелом в судьбе страны (1912, 1918-й год в Петрограде).

К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1920

Б. Кустодиев. Большевик. 1919–1920

Символические картины Николая Рериха (1874–1947),  неподражаемого и недосягаемого, загадочного Михаила  Врубеля (1856–1910) тяготеют к религиозно-мистической символике, полны мятежной страстности, пронизаны желанием осмыслить мир не просто нравственно, а философски.

М. Врубель. Демон сидящий. 1890

М. Врубель. Шестикрылый серафим. 1904

М. Врубель воплотил новый тип художника, творца и прозревателя тайн жизни. Он поражал зрителей самобытной манерой письма, оказавшейся пророческой для новых художественных направлений XX века.

Символизм стал основой стиля модерн и предшественником экспрессионизма и сюрреализма.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 25 Дек 2023 в 21:24
Просмотрено 154 раза
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 235
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21