Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Живопись русского романтизма в художественной культуре XIX века

Романтизм составил яркую и блистательную эпоху в истории мировой живописи.

В художественной культуре XIX века романтизм отразил сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму и провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил.

Главные эстетические принципы романтизма:

  1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворённости действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира.
  2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.
  3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы. В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика.
  4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи стали художественной метафорой романтического искусства.

Основа романтизма – противопоставление идеала и действительности. Художники подчинялись только зову собственной души, выразительно изображая чувства и переживания человека. Часто прибегали к языку символов и намёков, приглашая зрителя дорисовывать в воображении всё остальное. 

Выразительные средства романтической живописи:

  • контрастное освещение, 
  • насыщенный и яркий колорит,
  • эмоциональность манеры, мазка и фактуры.

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Русские художники именно в период романтизма достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.  В своих полотнах многие мастера стремились воплотить романтические идеалы эпохи национального подъема, романтические идеи. Необычные темы нашли отражение даже в главном жанре классицизма (историческом). Часто в творчестве одного художника, в одном произведении смешивались черты двух стилей – классицизма и романтизма.

Рассмотрим великие полотна представителей русского романтизма двух периодов

1. Живопись раннего романтизма

Портреты Ореста Кипренского (1782-1836), явившего своим искусством первый опыт романтизма в русской живописи и создавшего образы, отличающиеся особым благородством, романтической взволнованностью и богатым внутренним миром.

О. Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной. 1822-1823

О. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова.1809

Портреты Василия Тропинина (1776-1857), работавшего в свободной непринуждённой манере и светлых тонах.

В. Тропинин. Кружевница. 1823

Пейзажи Сильвестра Щедрина (1791-1830), который освободил свою палитру от коричневого колорита, передавая естественные краски природы.

С. Щедрин. Лунная ночь в Неаполе. 1828

Картины Алексея Венецианова (1780-1847) – основоположника крестьянского жанра, соединившего черты академизма с элементами романтизма и идеализации крестьянской жизни

А. Венецианов. На жатве. Лето. 1820-е 

2. Живопись позднего романтизма  

Знаменитые работы двух великих художников с мировой славой представляют шедевры позднего романтизма, Карла Брюллова (1799 -1852) и Александра Иванова (1806-1858):

К. Брюллов.  Всадница. 1833

А. Иванов. Ветка. 1840-е

Важной особенностью романтизма этого периода является то, что в недрах романтического направления уже зарождаются черты нового стиля – реализма. Этюды деревьев у А. Иванова – шедевр законченности: гениальная композиция, безукоризненный рисунок, поразительный колорит.

Творчество Ивана Айвазовского (1817–1900) занимает особое место. Морские пейзажи художника стали искренним воплощением романтического понимания стихии и борьбы человека с ней.

И. Айвазовский Буря на Ледовитом океане. 1864

Восприятие природы художниками-романтиками глубоко эмоционально, она живёт и дышит вместе с человеком.

Романтическое мироощущение оказалось актуальным и на рубеже XIX–XX вв., найдя новое воплощение в стилях и направлениях символизма и модерна.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 24 Дек 2023 в 21:59
Просмотрено 447 раз
Комментирование отключено

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 235
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21