Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Рисуем пастелью

21 Авг 2019
1116
0
...

Эта публикация была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться – учитывайте это.

Пастель (от лат. pasta - тесто) - группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи.  Свое название получила от приема рисования применяемого итальянскими художниками XVI века, в том числе и великим Леонардо да Винчи.

Этот прием заключался в работе одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами. И только в XVIII пастель становится самостоятельной техникой, получившей особою популярность во Франции и Англии. Особое развитие пастельной техники произошло во второй половине XIX века. В Россию пастель привезли иностранные художники в XVIII веке. Пастель становится излюбленной техникой многих великих русских художников. В коллекции Русского музея представлены пастели И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева и др.

Пастельная картина пишется путем перемещения палочек по поверхности (холст, бумага и др.) оставляя за собой цвет. Когда полотно полностью покрыто пастелью, произведение называется пастелью, а когда не полностью - эскиз или рисунок. Пастелью можно рисовать и писать. Художник может передать форму в основном линией, контуром, штрихом, а все цветовое решение провести как подкраску несколькими тонами, получая подкрашенный рисунок. Но возможно создавать пастелью и настоящую живопись, передавая множество цветовых отношений. 

Виды пастели:

  • "Сухая" пастель (производится путем прессовки из мела. пигмента со связующими материалами) используется в учебных и чисто художественных целях. Представлена тремя видами - твердая пастель (содержит большее количество связующих веществ, реже ломается) дает более чёткие и тонкие штрихи, ей удобно рисовать мелкие детали, она меньше осыпается с рисунка; мягкая пастель (состоит в основном из пигмента, с небольшим количеством связующего вещества) оставляет мягкие и воздушные штрихи, позволяет заполнять цветом большие поверхности, прекрасно растушёвывается, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создавать яркие мазки; ультра-мягкая (пан пастель) выпускается в специальных баночках, которые похожи на палетки с тенями, хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу, используют такую пастель с помощью специальных поролоновых спонжиков.
  • Масляная пастель (производится путем прессовки из пигмента и льняного масла, мелки твердые и как бы жирные на ощупь) оставляет яркие, чёткие штрихи; цвета плохо смешиваются между собой, мазки практически невозможно растушевать; практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации; рисовать можно на любой поверхности, не требуется специальная бумага, можно размывать-растушевывать растворителем при помощи кисточки или растушевки-палочки из прессованной бумаги; считается материалом учебным для набросков и зарисовок, используется в профессиональной сфере.
  • Восковая пастель (производится путем прессовки из воска полимерного и натуральных наполнителей) может рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле; можно использовать в смешанной технике - рисовать по акварели или гуаши; на такую пастель не ложится вода - можно рисовать в техниках "сграффито", "витраж-эмаль", "энкаустика", "фроттаж"; картины яркие, сочные и выразительные.
  • Акварельная пастель (содержит водорастворимые компоненты) имеет восковую, влажную текстуру, рисунок можно размыть, превратив в акварель; мягче и ярче чем акварельные карандаши, легче закрашивает большие поверхности и размывается.

Каждый вид пастели имеет свои особенности в использовании и особые эффекты в изображении. Сухая пастель ложится на бумагу легко и мягко, её можно растушевывать, превращая штрихи в ровный тон. Цвета можно легко смешивать, накладывая друг на друга и получать новые оттенки.

Пастель находится на грани между рисунком и живописью, обилие доступных цветов дает свободу творчеству и позволяет смешивать тона. Работа пастелью соединяет линию и цвет, дает возможность работать штриховкой, живописным пятном, можно дать очень слабый тон и очень насыщенный. Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или "вбивание" его в основу, так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенные рядом, соединились и "заиграли" цветом, не смешиваясь полностью. 

Работа сухой постелью требует особой фактурной поверхности, шероховатого, структурированного основания, способного удержать красочный пигмент. Поэтому желательно в качестве основания для пастели использовать специальную бумагу, шероховатый картон или холст с небольшой зернистостью. Возможно использование велюровой и наждачной бумаги, на которую хорошо ложится пигмент. При работе масляной пастелью можно использовать гладкую сторону бумаги, на которой красиво смотрятся мазки пастели.

Вносить исправления в пастельном рисунке можно разными способами: можно стряхнуть с поверхности холста с помощью широкой кисти из щетины, стереть ластиком-клячкой (осветлить и скорректировать), можно снять тонкие штрихи лезвием канцелярского ножа.

Мелки сухой постели при работе осыпаются, что сказывается на качестве картины. Чтобы сохранить яркость цвета необходимо фиксировать рисунок. Линейные рисунки можно фиксировать как специальным аэрозолем, так и водой из пульверизатора.

Пастельные наброски выполняют в живописной манере, штрихи накладывают по форме, выявляя объем и выразительность.

Пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета, получая всевозможные оттенки и переходы. Лучшие пастели представляют собой множество красочных слоев, чистых и просвечивающих "сквозь", бархатистых и притягательных своей глубиной.

Дополнительные инструменты, необходимые при работе с пастелью:

  • ластик-клячка (стирает и помогает собрать остатки пастели);
  • наждачная бумага (для затачивания мелка);
  • специальные растушевки для пастели.

Канадский художник Ричард Савойя создает замечательные картины пастелью, отличающиеся уникальной цветовой композицией (сочетанием приглушенно-красных и теплых, светло-оранжевых оттенков) для передачи замечательных пейзажей снежной, канадской зимы.


Автор публикации:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 21 Авг 2019 в 03:54
Просмотрено 1116 раз
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Актуальное
2021 год – год науки и технологий
Полезное
Наш канал в Telegram
Материалы
Новости: 155
Публикации: 142
Студия дизайна: 26
Изображения: 435
Доп. ресурсы: 22