Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Общедидактические методы обучения

25 Июл 2023

Успех обучения зависит от правильного определения целей, содержания, а также от способов достижения целей – методов и технологий.

Метод обучения – это упорядоченное организованное взаимодействие педагога и обучающихся, ведущее к достижению целей учебно-воспитательного процесса.

На основе разработок  И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова выделяют следующие общедидактические методы:

  • объяснительно-иллюстративный.
  • репродуктивный,
  • исследовательский,
  • частично-поисковый или эвристический,
  • проблемное изложение.

Сущность методов в художественном образовании заключается в том, что они должны быть направлены на развитие у обучающихся творческих способностей, формирование художественного вкуса и возникновение потребности в общении с искусством.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают высокого уровня развития творческих способностей. Для достижения высоких творческих результатов и самостоятельного решения обучающимися творческих задач используется исследовательский метод, частично-поисковый и метод проблемного изложения.

Рассмотрим особенности общедидактических методов обучения и применение их в структуре учебного занятия.

1. Объяснительно-иллюстративный метод состоит в предъявлении информации разными способами (зрительным, слуховым, речевым и др.) и направлен на усвоение знаний.

Обучающимся предлагается некий учебный материал в словесной или наглядной форме, который они будут усваивать, слушая изложение педагога, наблюдая за объектом, читая учебник, осознавая и запоминая предложенное содержание.         

Формы объяснительно-иллюстративного метода:

  • сообщение информации – рассказ, лекция, работа с учебником и др.,
  • демонстрация разнообразного наглядного материала (в том числе с помощью технических средств).

Педагог организует восприятие, обучающиеся пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего использования.

2. Репродуктивный метод направлен на формирование навыков и умений, многократно воспроизвести (репродуцировать) действия.

Формы репродуктивного метода:

  • упражнения,
  • решение задач,
  • беседы,
  • описания наглядного изображения объекта,
  • чтение текста и др.

Репродуктивный метод предполагает как самостоятельную работу обучающихся, так и совместную деятельность  с педагогом.  Допускается применение тех же средств, что и в объяснительно-иллюстративном методе – слово, средства наглядности, практическая работа.

 3. Исследовательский метод предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. Сущность этого метода состоит в самостоятельном, творческом добывании знаний и поиске различных способов деятельности.

Формы исследовательского метода:

  • текстовые проблемные задачи,
  • опыты и др.

Исследовательский метод строится на полностью самостоятельном получении новых для ученика знаний на основе уже имеющихся у него. 

4. Частично-поисковый или эвристический метод обучения направлен на творческое развитие. Творческие задачи обучающиеся решают с небольшой помощью педагога, его вопрос содержит частичное решение проблемы, он подсказывает как сделать первый шаг. Самостоятельная работа обучающихся в поиске ответов на поставленные вопросы, основана на имеющихся знаниях и приводит к открытию новых знаний и новых способов деятельности. 

5. Метод проблемного изложения включает и образ, и практический показ действий. Педагог ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Обучающиеся следят за логикой изложения, контролируют её, активно участвуют в процессе решения.

Современное обучение включает рассмотренные общедидактические методы. Использование их на уроках изобразительного искусства осуществляется с учётом специфики, целей и задач, содержания учебного предмета. В зависимости от места и времени применения определенного метода в структуре урока, сочетания в нем различных способов, приёмов и средств, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным.  Подобрать удачный метод обучения в каждом конкретном случае означает найти удачную комбинацию различных приёмов и средств, позволяющих достичь поставленной заранее цели.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 25 Июл 2023 в 17:53
Категория: Методика
Просмотрено 599 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21