Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор).


Проектная деятельность школьников в курсе «Технология»

12 Сен 2021
37
0
...

В условиях информационного общества, в котором быстро устаревают знания и периодически возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, первостепенной для учащегося становится позиция: «Учиться необходимо всю жизнь». Это значит, что ученик, окончивший школу, должен быть готов снова осваивать новые знания, изучать новые технологии, материалы, способы деятельности. И это, в первую очередь, по силам школьникам, освоившим на практике метод проектов, потому что данный метод нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в разнообразных ситуациях, работать в разноуровневых и разнородных коллективах, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В системе технологического образования под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в виде устной или письменной презентации.

Метод проектов, в отличие от организации учебного материала в традиционном обучении, позволяет каждому школьнику решать проблему в соответствии с его психофизиологическими и умственными способностями, с учетом личных возможностей. Проектная деятельность тем самым способствует появлению у школьников широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности.  Кроме этого, уроки технологии с элементами проектной деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск, т. е. соответствуют стандартам развивающего обучения.

Проектное обучение развивает:

  • исследовательские умения (умения выявлять проблемы, анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации из литературы; проводить наблюдение практических ситуаций фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать делать выводы);
  • умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);
  • коммуникативные умения (умение вести дискуссию, умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую; в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти синтезирующее решение);
  • рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?).

При использовании метода проектов осуществляется три вида деятельности учащихся: дизайн-анализ, упражнения и проектирование.

Дизайн-анализ проводят, используя готовое изделие, чтобы  получить информацию и сделать вывод, как подобная проблема решалась ранее. Проводя дизайн-анализ, ученик ставит себя на место дизайнера, пытается проникнуть в его мысли и понять, почему так или иначе изготовлено изделии. Анализируя или сравнивая несколько похожих изделий, ученики пытаются понять, почему эта форма, материал, способ производства, назначение были выбраны дизайнером. Это помогает привести к более детальному исследованию эстетических, эргономических, экономических факторов и выбору более рациональных способов производства и материалов. Дизайн-анализ может проводиться индивидуально, но дети с большим удовольствием работают  группах, представляя результаты работы в виде схем, рисунков, сформулированных выводов.

Упражнения – это короткие практические задания, направленные на изучение и приобретение определенных знаний, умений и навыков. Упражнения могут быть различной направленности:

  • упражнения на овладение технологическими навыками: приемами работы с различными материалами и инструментами (прежде, чем начать работу, надо детей научить приемам и способам выполнения практической работы);
  • упражнения на развитие дизайнерских способностей;
  • упражнения на отработку навыков проектирования.

Непосредственно проектирование – это деятельность, направленная на разработку и изготовление изделия. В проект могут быть включены экология, эргономика, реклама, маркетинг, профориентация, валеология, экономика и различные исследования. Это дает возможность учащимся сделать свое, хоть маленькое, но открытие.


Автор публикации:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации:
Дата добавления: 12 Сен 2021 в 08:36
Категория: Методика
Просмотрено 37 раз
Оставлено 0 комментариев

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Категории раздела
Актуальное
2021 год – год науки и технологий
Полезное
Наш канал в Telegram
Материалы
Новости: 145
Публикации: 141
Студия дизайна: 26
Изображения: 407
Доп. ресурсы: 21