Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Учебно-исследовательский проект обучающихся

27 Янв 2024

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов.

Мы снова возвращаемся к проекту. Рассмотрим основы организации учебно-исследовательской деятельности школьников – исследовательский проект (по характеру доминирующей исследовательской деятельности).

Любой проект в образовании – это форма организации учебного материала, описывающая последовательность действий, направленных на достижение чётко определённых целей и реализуемая в течение определённого конкретного времени. Проект всегда связан с решением проблемы, личностно значимой для школьника. 

Основные понятия темы – проектирование и проект:

  • проектирование – процесс разработки и создания проекта, прообраза некоего объекта, состояния или деятельности;
  • проект – в буквальном смысле с латинского языка означает "брошенный вперед", это модель (прообраз, прототип) объекта, явления или процесса.

Структура проекта зависит от его типа, специфики учебного предмета и предметно-содержательной области, от продолжительности проведения и количества участников. Выбор структуры и типа исследовательских проектов, которые выполняют обучающиеся, определяется учителем:

1. Типы проектов по предметно-содержательной области

2. Типы проектов по связи проекта с учебным материалом

3. Типы проектов по продолжительности проведения

4. Типы проектов по количеству участников

Исследовательский проект – форма введения школьников в мир изучения различных областей жизни и деятельности человека, он подчинён логике исследования и имеет особую структуру. 

Учителю необходимо учитывать соответствующую организацию учебно-исследовательской деятельности, включающую:

  • постановку целей и задач,
  • выбор методов исследования,
  • составление плана исследования,
  • определение необходимых ресурсов,
  • определение необходимых результатов,
  • оценку результатов исследования.

Главным признаком учебно-исследовательской  работы является  наличие исследовательской задачи и гипотезы:

  • исследовательская задача – задача, направленная на разрешение проблемы, определённой в ходе анализа возникших познавательных или практических трудностей (затруднений);
  • гипотеза – это предположение о способе решения задачи, в котором описана определённая последовательность познавательных средств к элементам условия задачи для нахождения требуемого.

Важной особенностью гипотезы, которую выдвигает обучающийся в учебно-исследовательском проекте, является то, что она опирается на уже известные знания.

Пример решения исследовательской задачи:

  • понять предложенную исследовательскую задачу или выдвинуть её самостоятельно;
  • актуализировать имеющиеся знания, умения, навыки и факты;
  • выявить, осознать недостаток знаний;
  • пополнить недостаток знаний путём беседы, изучения различных источников информации, наблюдения, опытов и т.д.;
  • выдвинуть гипотезу;
  • обосновать выдвинутую гипотезу;
  • сделать вывод и обобщение.

Любая исследовательская работа завершается отчётом (статья, электронная публикация, письменный отчёт, буклет и др.). Оценка исследования производится на основе защиты проекта. 

О этапах организации исследовательской деятельности можно узнать в следующих публикациях.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 27 Янв 2024 в 15:59
Категория: Методика
Просмотрено 130 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21