Сайт образовательно-информационного сетевого издания «Звуки Красок» Кудряшовой Анны Николаевны,
учителя изобразительного искусства МОУ СОШ №32
г. Комсомольск-на-Амуре

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 73467 от 17.08.2018


Станковая живопись

01 Окт 2013
1647
0
Анна_Кудряшова
Этот материал был написан более двух лет назад, а тогда трава была зеленее и мороженное вкуснее. С тех пор прошло много времени и много изменилось. Учитывайте это.

Станковая живопись — это произведение небольшого размера (картина), выполненное на станке (мольберте), имеющее самостоятельное значение и предназначенное для просмотра в помещении. Станковая живопись зародилась в эпоху Возрождения, когда началось формирование светского искусства. Существует множество жанров станковой живописи, о некоторых из них будет рассказано в этой главе. В зависимости от применяемых живописных техник различают живопись масляными, восковыми красками, акварелью, гуашью, темперой. Применяются в живописи и такие материалы, как пастель и новые виды красок, например акриловые.

Живопись восковыми красками (энкаустика)

В V в. до н.э. в Греции были заложены основы так называемой иллюзионистической живописи, изобретателем которой считается Аполлодор Афинский. Живопись была плоскостной, декоративной и довольно примитивной, так как художники еще не использовали законы светотени и воздушной перспективы. Это были ярко раскрашенные картины, без каких-либо нюансов цвета и света. Живопись выполнялась в технике энкаустики (от греч. enkaio — жгу, выжигаю), т.е. восковыми красками, для которых «холстом»служили медные поверхности. Талантливыми учениками и последователями Аполлодора были Зевксис и Паррасий.

Эти художники были гордостью греческого народа. К сожалению, их работы не дошли до потомков, но сохранилось много легенд, рассказывающих об их таланте. Картины этих художников привлекали современников своей правдивостью и красотой исполнения. Зевксис, например, за свои работы получал так много, что, разбогатев, перестал брать с заказчиков деньги. Он дарил свои произведения городам и их правителям. Сам он ходил в пурпуре и золоте, словно царь или бог. Художник гордился своим талантом и однажды под одной из своих картин написал, что ему легче завидовать, чем подражать. Особенно он прославился своей картиной «Елена Прекрасная». Со всей Греции шли люди, чтобы увидеть этот шедевр.

Паррасия греки тоже считали великим художником. Бессмертную славу ему принесла картина «Афинский народ», своеобразный срез всех слоев афинского общества того времени. Современники говорили, что Парра¬сий сумел в одной картине показать характерные черты всех афинян. Эпоха классики в Греции была проникнута духом соревновательности. Сохранилась легенда о том, как состязались в своем мастерстве Зевксис и Паррасий. Зевксис изобразил на своей картине гроздь винограда и вы¬ставил работу на площади для всеобщего обозрения. Виноград был изображен так правдиво, что птицы слетались к картине, чтобы клевать его. Однако Паррасий не спешил показывать свою картину. Тогда Зевксис отправился к нему в мастерскую и потребовал отдернуть наконец занавес, которым закрыта работа, на что Паррасий ответил, что занавес нарисован. Зевксис, который был инициатором состязания, признал свое поражение. Он сказал, что ему удалось обмануть птиц, а Паррасий сумел своим мастерством ввести в заблуждение человека, причем художника.

Был еще один знаменитый художник по имени Апеллес, который жил позже Зевксиса и Паррасия. Прославился он тем, что создавал правдивые и утонченные портреты женщин, богинь и героев. Однажды Апеллес написал портрет Александра Македонского. Портрет не понравился полководцу, и Македонский стал критиковать художника. Однако конь Македонского, Буцефал, увидев изображение хозяина, заржал. Апеллес воскликнул: «О, царь! Твой конь разбирается в живописи лучше, чем ты». Тогда Македонский оценил талант живописца, и Апеллес стал придворным художником Александра Великого. Однажды этот художник написал великолепный портрет своего повелителя с молнией в руке. Увидев себя на портрете, восхищенный полководец воскликнул: «Есть два Александра. Один — сын Филиппа, другого создал Апеллес. Первый непобедим, второй неподражаем».

Сохранилась еще одна легенда об Апеллесе. Известно, что он, закончив картину, выставлял ее у себя в портике, желая послушать, что^говорят о ней прохожие. Как-то раз, спрятавшись рядом, он услышал, как сапожник покритиковал неправильно изображенную обувь. Апеллес тут же вы¬шел и исправил ошибку, вежливо поблагодарив сапожника. А тот, возомнив себя гением, стал давать советы, как изображать лицо, фигуру, руки. Апеллес не выдержал и, спокойно прервав демагога, сказал: «Суди не выше сапога». Эта фраза великого художника античности стала крылатой.

Масляная живопись

Масляные краски были изобретены в XV в. нидерландским художником Яном ван Эйком. Сегодня масляная живопись является самой популярной. Маслом пишут картины в разных жанрах. Рассмотрим некоторые из них.

Пейзаж

Пейзаж может быть сельским, городским, индустриальным, морским, архитектурным и др. В Европе пейзаж как самостоятельный жанр живописи оформился в XVII в. До этого он употреблялся как фон в жанровых полотнах и портретах либо как дополнительный элемент в картинах живописцев. Талантливым пейзажистом XVII в. был французский художник Лоррен (настоящее имя — Клод Желле). Лоррен стремился реалистично передать в своих картинах освещение, атмосферу и многоплановую перспективу. Его картины легко узнаваемы среди пейзажей других художников: в их зеленом колорите часто присутствуют оттенки коричневого цвета. Характерным для его композиций является также большое дерево, расположенное на переднем плане. Лоррен считается основоположником пейзажного жанра во Франции.

А вот пейзажисты Италии XVIII в. предпочитали жанр ведуты (от итал. veduta — город). Наиболее известными художниками в области городского архитектурного пейзажа были Каналетто Старший (Джованни Антонио Каналь) и Каналетто Младший (Бернардо Белото), его племянник. Старший писал виды Венеции. Его пейзажи панорамны, в них включены сценки из жизни, они наполнены радостью бытия. Живопись Каналетто Младшего методично сухая, очень «правильная», приближена к фотографии. Он не обладал такой свободной живописной манерой, как его дядя. Грамотно построенная перспектива напоминает по виду чертеж, раскрашенный со знанием законов светотени, здесь прорисованы все архитектурные детали и даже силуэты их отражений в воде. Много путешествуя, он создал галерею картин, точно отразивших виды тогдашней Европы. Поэтому работы его ценны документальностью воспроизведения исторических мест, зданий, кораблей, мостов и т.д. Одной из таких работ является «Вид Дрездена с правого берега Эльбы».

В XIX в. во Франции зародилось новое направление в живописи — импрессионизм (от франц. la impression — впечатление). Многие художники-импрессионисты писали городской пейзаж. Их живописная манера резко отличалась от традиционной школы. Они полностью отказались от черного цвета, который всегда обильно применяли старые мастера, так как в природе его не существует. Импрессионисты писали свои пейзажи не в мастерской, а на пленэре (свежем воздухе). Они не смешивали краски на палитре, а располагали их на холсте отдельными соседствующими мазками, справедливо считая, что в глазу зрителя они соединятся в нужный цвет. Благодаря этой технике их пейзажи отличаются повышенной солнечностью, светоносностью. Главным достижением художников было восприятие природы в ее бесконечной изменчивости, эфемерности красок, оттенков, бликов на воде и листве и т.д. Выдающимися пейзажиста¬ми этого направления были Клод Моне, Камилъ Писсарро и Альфред Сислей. Их виды Парижа и его предместий показаны в разное время года: во время дождя, зимой, летом. «Бульвар Монмартр», «Площадь Французского театра» К.Писсарро; «Маленькая площадь в Аржантее» А.Сислея; «Впечатление. Восход Солнца», «Скалы в Бель-Иль» К.Моне и другие работы французских импрессионистов стали мощным стимулом для творческих поисков таких русских художников, как В.А.Серов и К.А.Коровин, которых называют русскими импрессионистами.

Россия XIX в. прославилась большой плеядой выдающихся художни¬ков-пейзажистов, работавших в разной манере. Это — С.Ф.Щедрин, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин, В.Д.Поленов и многие другие. О выдающемся пейзажисте А.К.Саврасове хочется рассказать подробнее. Саврасов владел непревзойденным мастерством передачи различных переходных состояний в природе. Особенно ему удавались картины, изображающие самое начало весны. Влажный воздух, мгла, просевший снег, пропитанный водой, проталинки, через которые проступает теплая черная земля... «Грачи прилетели», «Распутица» и другие работы доносят до зрителя ощущение ожидания весны, она еще не близко, но ее запахи, ее «дыхание» уже здесь, рядом. «Грачи прилетели» — лучшая работа Саврасова.

Особое место среди русских пейзажистов занимает художник-маринист И.К.Айвазовский. Марина — морской пейзаж. Море — любимая тема этого художника. Оно показано им в разных состояниях и видах. Это — бури, шторма, морские баталии, итальянские бухты, заливы рядом с греческими островами, айсберги и ледяные горы северных морей и сотни других прекрасных морских пейзажей.

Бытовой жанр

В Европе бытовой жанр окончательно сформировался в Голландии в XVII в. Художники живо и выразительно изображали сценки из жизни эпохи. Люди, их одежда, мебель, предметный мир — сейчас это представляет огромный интерес. Ведь иногда только картины могут рассказать о том, как жили люди ушедших эпох. Голландские художники писали быт различных слоев общества. А блестящий фламандский живописец П.Рубенс изображал жизнь высшей аристократии. «Король художников — художник королей» — эти меткие слова сказали о нем его современники. Французы Ж.-Б.Шарден и братья Ле Нэн изображали простую и достойную жизнь трудового народа. Опрятные крестьяне, прачки, кормилицы и кухарки позировали этим художникам прямо во время работы. Быт различных слоев общества в России XVIII — XIX вв. прекрасно отражен в работах А.Г.Венецианова, Д.Г.Левицкого, картинах «передвижников». «Передвижники» — русские художники XIX в., объединившиеся в, Товарищество для пропаганды своего реалистического икусства на художественных выставках, пере¬двигавшихся по городам России Сегодня жанровая сценка и быт по-прежнему остаются интересной темой для художников.

Батальная живопись

Этот жанр также существует с глубокой древности. Известна мозаика на военную тему «Македонский и Дарий», созданная греками в эпоху эллинизма. Bataille в переводе с французского означает «битва». Отсюда и название жанра. Сцены битв, эпизоды сражений, военные походы — темы для батальной живописи. К теме баталий обращались в своем творчестве такие титаны эпохи Возрождения, как Леонардо и Микеланджело. Именно об их картонах (подготовительных работах) для фресок на батальные темы современники сказали, что это «школа для всего мира». Русский художник В.В.Верещагин значительную часть своей жизни посвятил теме войны. Он погиб на корабле во время русско-японской войны, делая зарисовки фрагментов боя. Талантливым художником-баталистом был М.Б.Греков, создавший произведения, посвященные гражданской войне. Студия художников-баталистов им. Грекова продолжает его дело.

Портрет

Портретная живопись — важнейший живописный жанр. Уже в эпоху Римской империи в технике энкаустики создавались портреты, свидетельствовавшие о высоком мастерстве живописцев. Сегодня, несмотря на развитие фотографического искусства, этот жанр остается популярным и очень востребованным. Живописец-портретист всегда был желанным и уважаемым человеком в любом обществе. Великими портретистами прошлого были Рембрандт, Рафаэль, Леонардо, П.Ру¬бенс, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, О.А.Кипренский, К.П.Брюллов и др. Вершиной мастерства художника-портретиста является не про¬сто реалистично и красиво написанное лицо, одежда и руки, а умение показать внутреннее состояние человека. Портретист должен быть хорошим психологом, уметь улавливать малейшие движения души того, кто ему позирует.

В 1503 г. во Флоренции Леонардо да Винчи писал портрет Моны Лизы (так называемой Джоконды). Молодая женщина позировала ему в приятной обстановке: во время сеансов специально для нее музыканты исполняли прекрасные мелодии, с тем чтобы на лице модели все время присутствовала едва уловимая, кроткая улыбка. Леонардо написал не четко выраженный, конкретизированный образ, а несколько «размытый», эфемерный, возможно, чтобы дать почувствовать зрителю непостоянство внутренней сути женщины, каждое мгновение меняющееся настроение. Как отметил румынский искусствовед Сабетай, «все, что останавливает движение — углы, заостренности, — тщательно устранено художником. Контуры лица, колыхание тонкой вуали на голове Джоконды, изгибы тропинки, уходящей в голубоватую даль...». Такими средствами Леонардо передает неуловимый идеал женственности.

«Джоконда» — первый в европейской живописи психологический портрет. Еще одним шедевром портретного искусства Леонардо да Винчи является портрет Лукреции Кривелли. Покой и созерцательность в лице этой женщины созвучны счастливой умиротворенности Джоконды. Большим мастером психологического портрета был великий голландский художник Рембрандт. Напряженная работа мысли, задумчивый взгляд, отражающий богатство духовной жизни человека, — эти особенности всегда отличают портреты кисти Рембрандта.


Автор материала:
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О материале:
Дата добавления: 01 Окт 2013 в 19:33
Материал просмотрен: 1647 раз
Категория материала: Профессии
К материалу оставлено: 0 комментариев

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться и войти на сайт
Победы сайта
Все победы сайта: здесь.
Архив медалей: здесь.

Победитель международного конкурса в номинации 'Лучший сайт педагога 2018'
Информация
75 лет победы
Сертификат
Сертификат на никнейм Звуки Красок, зарегистрирован на zvukrasok.ru
Полезное
Наш дневние на Dnevnik.Ru
Сайт нашей Школы №32
Справочник
Полезная информация по работе с сайтом и материалами собрана в нашем справочнике.
Прямая линия
Возникли вопросы? Появились пожелания? Специально для вас работает наша прямая линия.
Статистика
Всего
Пользователей
Гостей
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0