Художники-импрессионисты достигли особых высот в передачи света и тени, учитывая законы восприятия цвета на расстоянии, не смешивая краски на палитре.
Живописцы использовали в своем творчестве новейшие научные открытия в области оптики, природы световых волн и составляющих каждого цвета.
Жорж Сёра расширил теорию о цвете, создав новаторскую технику пуантилизма или дивизионизма, смысл которой заключается в нанесении кистью точек чистого цвета без использования линий и плавных цветовых переходов. Точки, в результате оптического эффекта, образовывают новые цвета в восприятии зрителя.
Пуантилизм (от фр. "point" – точка, "pointiller" – писать точками) – живописная техника, которая основана на аддитивном смешении цветов.
Жорж Сёра. Морской пейзаж в Пор-ан-Бессен, Нормандия. 1888
Основа техники пуантилизма – принцип контраста дополнительных цветов и систематическое наложение раздельных чётких мазков в виде точек или мелких квадратов, получение сложных цветов не путём механического смешения цветов на палитре. Художники-пуантилисты используют чистые цвета спектра, которые при оптическом смешении (восприятие зрителем на удалении от картины) дают сложные оттенки. Живописцы экспериментируют не только с цветом, но и с разным направлением мазков, достигая необычных эффектов.
Глаз человека сложный физический прибор, способный улавливать незначительную разницу в длине световых волн, благодаря чему различать оттенки цвета. Наши глаза и мозг воспринимают различия в спектральном составе света, отражённого от видимых предметов. Например, если мы наслаиваем поверх краски жёлтого цвета тонкий слой синего цвета мы увидим зелёный цвет (субстрактивный вид смешения цветов).
Существует два основных вида оптического смешения цветов:
Удивительная техника пуантилизма позволяет передать особое состояние цвета и света на картине, придает дополнительную динамику и позволяет находить тонкие цветовые сочетания, избегая тусклости, что иногда получается при смешении красок на палитре. Пространственные задачи решаются не только при помощи воздушной перспективы, но и с помощью варьирования размера мазка (на ближних планах писать предметы более крупными мазками и постепенно, по мере удаления – уменьшать их.
Последователи Ж. Сёра использовали эту технику, иногда адаптировали и изменяли. Среди них Анри-Эдмон Кросс, Камиль Писсарро, Поль Синьяк, Тео ван Риссельберг, Ван Гог и др.